Повышение профессионализма педагогов.

Автор: Чернышова Наталья Сергеевна

Образовательное учреждение: ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В.Белоусова

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Повышение профессионализма педагогов при использовании технологии развития целостного мышления.

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 15.04.2019

«Чтобы выжить, нам нужен иной способ мышления» предполагал Альберт Энштейн. Ибо качество жизни определяется качеством мышления.

В сложившейся сегодня сложной ситуации в школе есть только одно действенное средство качественно изменить подход учителя к образовательному процессу:

научиться чувствовать ученика,
ощущать его зону ближайшего развития и пространство стратегического развития,
научиться управлять своим личным самочувствием и самочувствием каждого ученика,
научиться моделировать состояние группового поля своих учеников.
На первый взгляд — это очень сложно, но …Этому можно и необходимо научиться, так как это требование нового времени.

В течение нескольких лет на базе методического центра Кировского района проходило обучение педагогов развитию целостного мышления. Учителям был предложен курс, который так и назывался «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников». Вели этот курс Е.А. Марковская, Л.И. Гущина и педагог-психолог А.Е. Щурская.

Цель курсов состояла в раскрытии внутренних ресурсов личности, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей.

Заинтересовались этой темой не только учителя начальной школы, но и учителя таких предметов, как математика, русский язык, биология, химия, география, технология, ОБЖ, физика.

Когда меня спрашивали, что интересного было на курсах, я даже не могла сначала сформулировать – так это было всё необычно для всех нас. Это курсы не в привычном понимании этого слова, когда лектор рассказывает, а участники слушают, отвечают на вопросы. Здесь всё было по — другому. Нас учили размышлять, слушать себя, свои ощущения, чувствовать тех, кто рядом, видеть то, что невидно с первого взгляда. И всё это помогало конструировать картину мира, менять своё отношение к окружающему мировосприятию. Но самое главное, что изменения стали происходить не только со мной, но и вокруг меня: семье, на работе в школе, в отношениях с окружающими. И об этом говорили все коллеги, посещавшие курсы.

Анкетирование педагогов, закончивших курсы, показало, что безусловно не все из них по настоящее время используют технологию развития целостного мышления, но большая часть применяет полученные в ходе обучения знания.

Анализ материала показал, что чаще развитие целостного мышления используется в начальной школе, 8-х,9-х, 6-7-х,10-11-х классах.

Если говорить по предметам, то здесь на первый план выходят предметы естественно-научного цикла и только в конце русский язык и математика. Обычно такие уроки проходят 1-2 раза в месяц. В большинстве случаев педагоги стараются проводить их, когда начинается новая тема и надо освоить новый материал (60%). 1-2 раза в неделю проводят уроки 20%.

По итогам курсов все отмечали значительные изменения, происшедшие как с педагогами так и с учащимися.

Что же произошло с учащимися?

Если говорить о результативности обучения, у 20% учащихся изменения не произошло. Однако 73% педагогов отмечают положительные изменения, а 7% даже значительные.

Что же могло способствовать этой положительной динамике?

повышение заинтересованности учащихся учебным материалом и формой его преподавания,
улучшение восприятия и запоминания информации;
улучшение отношений с учителями («стали свободными и доверительными»).
Все педагоги без исключения отмечают заметный личностный рост учащихся:

стремление к самопознанию,
развитие рефлексии,
развитие саморегуляции,
повышение творческой активности,
мотивация к учебе,
раскрепощение.
Меняются отношения между детьми

47% педагогов указывают на позитивные изменения отношений между учащимися:

«более теплые»,
«доброжелательные»,
«доверительные»,
«нет страха»,
«более терпимые».
80% педагогов отмечают качественные изменения в отношениях между учителем и учащимися:

более теплые;
более доверительные;
более открытые и дружественные;
легче работать с учениками во внеклассной работе;
дети стали чаще обращаться к учителям с вопросами, проблемами.
А как изменились учителя?

Эти же 80% указывают на то, что у них изменилось в лучшую сторону отношение к своей работе. Но при всём при этом наблюдались и некоторые сложности в формировании рабочего состояния педагога:

для некоторых были характерны жёсткие установки, стереотипы в восприятии и реагировании, и эти стереотипы мешали педагогу развиваться, не отпускали его, а поэтому не могли решить и свои проблемы, с которыми пришли на курсы,
из-за недостатка энергии быстро утомлялись,
отмечались также нехватка смелости, решительности, невозможность довести дело до конца,
больше всего слушатели выделяли неуверенность в своих силах и возможностях,
а также отсутствие возможности самостоятельно регулировать своё эмоциональное и физическое состояние.
Все учителя отмечают улучшение своего физического самочувствия после прохождения курсов, о чём свидетельствует диаграмма, на которой представлена оценка своего физического самочувствия по 10-балльной системе на момент начала и конца курсов (8,5 баллов против 5).

Нельзя обойти вниманием и общее состояние слушателей. Нас учили слушать и слышать не только то, что происходит вокруг, но и внутри себя, ощущать состояние коллег, их настроение, настраиваться на волну того, с кем общаешься, видеть не только то, что лежит на поверхности, но и то, что спрятано внутри. На каких курсах, придя на занятия, вместо того, чтобы слушать и записывать лекции, вас будут спрашивать, что хорошего произошло с вами за прошедшую неделю? И надо было видеть, как некоторые слушатели судорожно вспоминали, а что же действительно было хорошего и с трудом выдавливали это из себя. Мы привыкли видеть вокруг себя только негатив и мало говорим и радуемся хорошему, потому что не видим, не слышим, не чувствуем…

Но курс по развитию целостного мышления заставляет посмотреть на мир по-новому! Безусловно 72 часа недостаточно, чтобы изменить сознание человека и показать, ему, что можно жить по-другому, но вполне достаточно, чтобы что-то такое сдвинуть в нас и чтобы мы увидели, что мир вокруг прекрасен! Самочувствие, активность, настроение после таких занятий меняется только к лучшему!

Любой педагог, заканчивая курсы, всегда думает, а что же нового я узнал, чему научился. Не пропало ли время зря. Что я получу от курсов как учитель, как гражданин?

Профессионально значимые для педагогов итоги курса:

«новые приемы работы»,
«новое решение старых проблем».
Личностно значимые итоги:

личная гармония,
возможность посмотреть на себя, заняться собой,
снять напряжение,
умение управлять собой,
улучшение самочувствия.
Подводя итоги, можно сказать, что курс «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников» дает следующие результаты:

знакомство с новой перспективной методикой;
улучшение отношений с другими людьми (стали лучше относиться к детям, стали более терпимыми к людям);
возможность личностной и профессиональной рефлексии дает следующий результат: «Возможность понять и оценить себя, мотивацию своих действий», курсы «способствуют раскрытию творческого потенциала учителя», позволяют «по-новому оценить свою работу»;
обучение навыкам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения; обретение уравновешенного психоэмоционального состояния, душевного спокойствия.

Развитие целостного мышления позволяет во много раз сократить физические и психические затраты как учителя, так и ученика, так как оно наилучшим образом соответствует природе человеческого восприятия.