В преамбуле Концепции развития дополнительного образования детей подчеркивается, что система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на воспитание молодых граждан России с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность. Вот такая поставлена высокая цель перед музыкальным образованием на творческое и интеллектуальное развитие природного дара каждого ребенка. Исследования психологов тревожно говорят о том, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум – искусство и художественное творчество внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность сделать все образование творческим, акцентировать в нем духовно-нравственное начало, т.е. воспитать творческую личность, которая умеет самостоятельно мыслить и делать логические выводы. И не менее достойная задача для педагога – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа. Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, умения оценивать и анализировать свою деятельность. Ответственность за использование в образовательном процессе различных образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, создание условий при которых данные технологии современной педагогической теории и практики применяются, лежит на преподавателе дополнительного образования в сфере искусства.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова. Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков представил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учётом закономерностей соотношения обучения и развития учащихся, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной. В. В. Давыдов сформулировал ряд принципов построения учебных предметов и раскрыл диалектическую связь содержания и методов обучения, экспериментально доказав возможность формирования теоретического мышления у младших школьников. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, И. С. Якиманская и др.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Необходимо добиваться того, чтобы у наших учащихся соприкосновение с искусством (слушание, инструментальное исполнительство, пение, танец, рисунок и т. д.) не сводились к формальности, а появилось желание сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои умения и навыки, нести их окружающим.
Что же такое проблемное обучение и чем оно отличается от традиционного? Давайте немного подробнее рассмотрим, что же такое проблемный метод обучения, и каким образом, он является фактором интеллектуально-творческого развития учащихся.
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, которое отличается от традиционного
- целями (овладение не только знаниями, умениями и навыками, но и способами их приобретения)
- принципами организации учебного процесса (построение учебного процесса не как субъект-объект, а субъект – субъектное).
Цель проблемного обучения:
- развитие творческого мышления (научиться познавать)
- развитие творческой личности (научиться жить)
- развитие творческих межличностных отношений (научиться жить вместе)
- развитие в процессе творческой деятельности (научиться делать вместе)
Организация учебного процесса, позволяющая реализовать эти цели:
- не проблемное изложение учебного материала
- проблемное изложение учебного материала
- ученик решает с помощью учителя поставленную учителем проблему
- ученик самостоятельно решает проблему, поставленную учителем
- ученик самостоятельно ставит и решает проблему
Таким образом, ученик поднимается вместе с учителем по этим пяти уровням как по ступеням развития его творческого мышления, его творческой личности, творческих межличностных отношений в процессе совместной творческой деятельности при реализации проблемного и проектного подходов.
Организация учебного материала и построения процесса проблемного обучения:
- организовать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа логического развертывания исходных понятий в систему понятий;
- начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации;
- новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности;
- добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, высказываний, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию;
- формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных типов проблемных ситуаций;
- обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки;
- предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извлечение из неё новых знаний и способов деятельности).
Если этот процесс проанализировать, то можно прийти к выводу, что проблемный метод позволяет «запустить» мышление ученика, а также активизирует мыслительную деятельность не только для обучения, но и для воспитания.
Существуют следующие методы проблемного обучения:
- проблемного изложения
- рассуждающий
- диалогический
- эвристический
- исследовательский.
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся ученику в готовом виде, весь смысл обучения как раз и состоит в стимулировании поисковой деятельности учащегося. Активизация познавательной и, как результат, исполнительской деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходят успешнее, если преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует, вовлекает ученика в активный поиск доказательств, основанных на уже имеющихся знаниях, ассоциациях, слуховых впечатлениях. Такие занятия по существу превращаются в диалог, совместные размышления, исследовательскую работу. Таким образом, метод проблемного обучения как универсальный и общий для искусства наиболее полно отвечает специфике музыкально-художественного образования, синтезируя проблемное и креативное обучение. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое начало переплетаются. Такова творческая природа, музыкального, художественного и хореографического искусства.
Этапы технологии проблемного обучения:
- осмысление возникшей проблемной ситуации;
- анализ этой ситуации и определение конкретной проблемы;
- ее решение путем выдвижения предположений, поэтапная проверка гипотез;
- анализ и проверка правильности принятого решения;
Под проблемной ситуацией следует понимать осознанное затруднение, которое идет вразрез между уже полученными знаниями и теми, получение которых является необходимым для того, чтобы решить предложенную задачу. Возникает состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что побуждает искать выход из создавшегося положения. Это и есть проблемная ситуация. Однако при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их возможностей (интеллектуальных возможностей и достигнутого ими уровня ЗУН). Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного понимания содержания и условий выполнения задания. Только такое задание способствует созданию проблемной ситуации.Необходимым компонентом психологической структуры проблемной ситуации являются интеллектуальные возможности учащегося к открытию нового, так как «вне субъекта, личности нет проблемной ситуации». Процесс усвоения знаний осуществляется не мышлением самим по себе, а думающей личностью с присущими ей способностями и интересами, потребностями и определяющими мотивами поведения.
Создание проблемной ситуации:
- при организации практической работы учащихся;
- при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
- при побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
- при формулировании гипотез;
Существует множество способов создания проблемной ситуации на уроке, однако далеко не все они применимы в музыкальной педагогике в силу её специфичности, но некоторые приемы можно активно рекомендовать.
Наглядность:
На примере собственной игры показать ученику качественное и не качественное звукоизвлечение. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником сначала правильного звукоизвлечения, а затем и исполнение хорошим звукоизвлечением. Это актуально и с начинающими, и с взрослыми. Важно, чтобы ребенок учился сравнивать, анализировать, обобщать и на своем уровне мышления делать вывод. Педагог активизирует, и это очень важно, слуховое внимание, мышечные ощущения, тем самым стимулирует творческую деятельность ребенка. Подобный поиск, открытие для себя истины, является одним из компонентов творческого мышления. И вообще мы должны понимать, что любому процессу мышления всегда дает начало проблемная ситуация. Основная суть метода проблемного изложения состоит в раскрытии перед учащимися путей поиска, открытия и исследования новых знаний. Таким образом, происходит подготовка учащегося к самостоятельному поиску в будущем, он учится не пасовать перед проблемами, а стремится их разрешить.
Сравнение различных интерпретаций одного итого же произведения в исполнении российских или зарубежных музыкантов. Таким же образом можно сравнить различные редакции одного и того же произведения и предложить учащемуся выбрать наиболее удачную. Свой выбор ученику необходимо аргументировать и доказать. Такие действия ученик сможет осуществить только на основании имеющихся у него знаний о стиле композитора, об эпохе, об особенностях музыкального языка композитора, возможностях инструмента и т.д. Вне музыкальной логики, вне многообразных интегративных связей, выявляющих себя через форму, лад, гармонию, метроритм и т.д. музыка останется хаотическим набором звуков и не возвысится до уровня искусства. Осмысление логики организации различных звуковых структур, умение в музыкальном материале находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи – функция музыкального интеллектуального мышления. Интерпретация музыкального произведения немыслима без активного проявления воображения, фантазии исполнителя. Фантазия, воображение, ассоциативное мышление – непременные атрибуты творческого мышления. Исходя из сказанного, становится понятным, насколько важно и необходимо развивать творческое интеллектуальное мышление учащегося музыканта, художника. Представляется достаточно актуальным смещение центра тяжести в обучении в исполнительском классе на развитие учащегося, формирование его интеллекта, обогащение художественно-мыслительного потенциала через проблемное обучение, способствующее как активизации мыслительной деятельности, так и развитию творческого мышления
Использовать заведомо ложное высказывание преподавателя и таким образом включать учащихся в обсуждение. С помощью этого приема решаются аппликатурные, фразировочные вопросы, а также вопросы динамики и штрихов (показ наоборот или вариантов).
Использование типичных ошибок учащихся и включение их в рассуждение по способам исправлений этих ошибок. Взять под защиту заведомо противоречивую редакцию, где в музыкальном произведении, к примеру, нарушены законы интонационной логики. Учащийся имеет соответственную подготовку, определенный слуховой опыт, и такая «ошибка» со стороны педагога вызовет у него желание опровергнуть неверную точку зрения, т.е. основное психологическое условие проблемной ситуации будет выполнено.
Запись исполнения ребенка. При прослушивании своего исполнения ученик делает очень верные замечания, выявляет неточности, (хорошо, если свое мнение высказывают одноклассники) делает выводы и, при помощи педагога находит пути решения.
Проблемное обучение доступно практически всем учащимся. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и их интеллекта. Необходимо учитывать, что не весь учебный материал целесообразно излагать проблемно. Следует понимать, что проблемное обучение не предполагает полного отказа от традиционных (объяснительно-иллюстративного и репродуктивного и т.д.) методов, и было бы ошибкой пытаться все обучение построить на его основе. Проблемный метод обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения. В исследованиях, проводившихся под руководством Н.А. Менчинской и Г.С. Костюка, изучалась эффективность различных путей обучения. Учёные пришли к таким выводам: на первом этапе усвоение происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи и требуется самостоятельно применять знания к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом. Важной является мысль А. М. Матюшкина о том, что «развитие познавательной активности осуществляется не как обучение приемам решения задач, а как воспитание творческого мышления в условиях дидактически организованного диалога и ситуациях группового мышления».
Плюсы и минусы проблемного обучения. Наверное, никто не станет отрицать те достоинства, которые имеет проблемное обучение. Это и развитие внимания, наблюдательности учащегося, и активизация познавательной деятельности, мышления, и воспитание самостоятельности, самокритичности, инициативности, ответственности, осторожности, решительности, нестандартности мышления. Но главное — проблемное обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.На решение проблемных задач требуется больше времени. Для передачи учащимся одного и того же объема информации при проблемном обучении будет затрачено значительно больше учебного времени, чем при традиционном. И это является одним из недостатков проблемного обучения. По мнению многих исследователей, проблемное обучение отвечает требованиям сегодняшнего дня, и является одним из наиболее эффективных путей умственного развития учащихся, развития их самостоятельного, творческого мышления.
Выводы:
- Проблемно – творческий метод обучения сочетает в себе два подхода –рациональный (мышление, интеллект) и эмоциональный (творчество), таким образом, отвечает специфике музыкального обучения.
- Развивает логическое мышление (анализ, синтез, обобщение, сравнение), которое объединяется с музыкальным мышлением и влияет на развитие мотивации и эмоциональности.
- Проблемно – творческий метод обучения возможно применять на разных уровнях музыкального образования с учетом возрастных особенностей учащихся и вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях.
Список используемой литературы:
1.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, М.: Просвещение, 1982.
2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: Кн. Для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
3.Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. №1.
4.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
5.Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
6.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
7.Якиманская И. С. Развитие образного мышления в процессе обучения//Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989.
Королева Нина Павловна