Автор: Семенова Татьяна Николаевна
Образовательное учреждение: МОУ СШ № 33
Населенный пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Раздел библиотеки: Статьи
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Исходя из этого, одной из важнейших целей своей работы вижу формирование и развитие у младших школьников универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование универсальных учебных действий способствует развитию познавательных интересов, любознательности через пересмотр содержания обучения, использования инновационных педагогических технологий и раскрытия личностного смысла процесса социализации в школьных условиях.
Эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения школьников и готовность их к самореализации за счет развития учебной инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.
Владение проектной деятельностью ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Использование проектной деятельности можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Я считаю, что проектная деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.
В проектной деятельности можно выделить следующие этапы: мотивационный, подготовительный, деятельностный, представление работы или этап презентаций
Исходя из собственного опыта, хочу отметить, что роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. Учащимся начальных классов трудно определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом – задача педагога. Главное при этом – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
Анализируя эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации проектной деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектную деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Она должна быть не только близка и интересна, но и доступна. Далее с помощью учителя определяются цели и задачи проекта.
На следующем этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. А может даже, и определить роль каждого участника группы. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.
Этап представления работы или презентация проекта бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Проекты, над которыми мы работали с учащимися:
Тема нашего проекта была рождена из практической задачи, взятой из учебника «Окружающий мир» . На уроке учащиеся решили провести опыт с посадкой и выращиванием рассады цветов и овощей. Проект – творческий, коллективный, долгосрочный. Нам очень хотелось вырастить самые красивые цветы и овощи, чтобы они радовали своим цветением и плодами, получить навык исследовательской работы. Актуальность темы в том, что предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок вырастил свое растение. А потом показал его на фотографии и рассказал о нем.
Проект «Моя семья». Практическим воплощением результата стала выставка «Моя семья», состоящая из фотоальбомов. Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
«Осень». На этапе презентаций по этому проекту была организована выставка рисунков, фотографий, аппликаций. Огромную помощь своим детям оказали и родители – создали электронные презентации и видеоролики.
Очень интересными оказались проекты «Защитники Отечества в моей семье» и «След ВОВ в истории моей семьи». Очень многие дети с фотографиями своих прадедушек и прабабушек приняли участие в акции «Бессмертный полк».
Были и такие интересные проекты, как «Осенний калейдоскоп». Эта тема близка и понятна детям. Почему калейдоскоп? Потому что осень – это самое красивое время года – яркое, пышное. Краски осени радуют глаз, поднимают настроение. Как в калейдоскопе – с каждой новой гранью, так и у нас — с каждым новым мероприятием, конкурсом, ощущение красоты, очарования и прелести не исчезает.
Проект «Мой семейный летний отдых» В результате получились очень интересные альбомы с фотографиями, рисунками, стихами. Все эти проекты были реализованы в течение четырёх лет.
Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков. Если некоторое время назад считалось, что главное в проектной деятельности — это результат, то в настоящее время важен сам процесс работы над проектом, совместная деятельность учителя и обучающихся, при которой формируются УУД.
Таким образом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.