Роль семьи в воспитании детей.

Автор: Ладонина Екатерина Юрьевна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Роль семьи в воспитании детей.

Раздел библиотеки: Статьи

Воспитание подрастающего поколения в обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемых в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства – полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных семье, Родине граждан.
Единство общественного и семейного воспитания при ведущей роли общественного является одним из главных принципов.

Ведущая роль общественного воспитания обусловлена тем, что воспитание ребёнка осуществляется в коллективе сверстников, где он приобретает первые навыки общественного поведения. Это воспитание проходит в специально созданной педагогической среде и осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Признание ведущей роли общественного воспитания отнюдь не умаляет огромного значения семьи в формировании личности ребёнка. Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём.

Государство оценивает воспитательную роль родителей как их важную общественную и гражданскую обязанность. Граждане России, говорится в Конституции, – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Дети (в свою очередь) обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. В семьях накоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения. Но встречаются семьи, в которых допускаются серьёзные ошибки в воспитании малышей, что отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии, выдвигает сложную проблему перевоспитания. Желание воспитать из своего ребёнка хорошего человека, будущего гражданина – этого ещё мало. Надо уметь это делать! Родители должны понять, что «воспитание детей – самая важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребёнка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом.

Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и в детском саду. Надо отдавать себе ясный отчёт относительно своих собственных родительских желаний. Конечно, ни один отец или мать не хочет видеть своего ребёнка с плохими качествами человека. А для этого надо применять правильные методы воспитания.

Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: то есть равенство супругов, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребёнку.

Пример: Отец не разрешает пойти в кино, а мама разрешает. У детей складывается понятие – мама добрая, отец же плохой.

Родители должны иметь авторитет в глазах ребёнка, без этого воспитание невозможно. На чём же основан родительский авторитет? Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанности, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием – всё это относится к равной мере и к матери и к отцу.

В основе отношений родителей к ребёнку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, тёплого и светлого». Всё дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании её с требовательностью и уважением к личности ребёнка. Безмерная любовь к ребёнку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи» открытое любование им, демонстрация его едва напоминающихся способностей – всё это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребёнку называется слепой.

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребёнка, особенности возраста.

Будьте как угодно ласковым с ребёнком, шутите с ним, играйте, но когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз. Следовательно, тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью. Правильно относиться к ребёнку – это значит уважать в нём человека, пусть пока ещё маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.