Шарики Марблс как средство развития познавательных и речевых способностей дошкольников

Автор: Шпакова Екатерина Владимировна

Образовательное учреждение: МАДОУ детский сад №1 «Карусель»

Населенный пункт: г. Невьянск, Свердловская область

Тема: Шарики Марблс как средство развития познавательных и речевых способностей дошкольников

Раздел библиотеки: Статьи

Дата публикации: 28.03.2019

Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом детям любого возраста. Нетрадиционные игры используются для разнообразия занятий, эмоциональной разгрузки и развития познавательных процессов. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно-развивающий прием для расширения и закрепления ребенком знаний, умений, навыков. В нетрадиционных играх нет ничего сложного или непонятного для ребенка. Игры имеют легкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей. На сегодняшний день методов и приемов известно много.

К ним относятся:

-ароматерапия

-пескотерапия

-су-Джок терапия

-хромотерапия и т.д.

Все эти приемы способствуют улучшению эмоционального состояния детей, развивают мелкую моторику, способствуют развитию мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, воображения.

Я хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным материалом, который использую в своей практике. Это камешки марблс. Применение камешков марблс — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков.

Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.

Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).

Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») – удобны в применении, они не перекатываются. Они также берут свое начало от игрушек древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, соль, пыль, янтарь и каплю воды.

Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших, высокотехнологичных игрушек.

На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта.

Задачи использования данного пособия:

1.Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Формировать и закреплять правильный образ буквы.
6. Развивать внимание, память и мышление.
7. Развивать фантазию ребенка.
8. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Можно оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.).

Все упражнения и игры варьируются в зависимости от умственного развития ребенка, его моторных и возрастных особенностей, а также от заинтересованности в игре. В ходе игры, с одной стороны, предусмотрено решение сенсорных задач, а с другой, приобретение новых знаний и умений.

Предлагаю вам игры и игровые приемы при работе с данным материалом.

Упражнение «Знакомство»
Оборудование – камешки Марблс парные по цвету (2 синих, 2 красных и т.д.)

Каждый участник по очереди достает из коробки камешек Марблс и называет себя той формой своего имени, которое ему больше нравится (например Катюша, Екатерина, Катя, Екатерина Владимировна и т.д.). А остальные запоминают.

Затем предлагается найти себе пару – того человека, у которого оказался камешек такого же цвета. Когда пары найдены, ведущий спрашивает, помнят ли участники, как зовут друг друга (должны назвать именно теми именами, какими представились участники в начале).

Как правило, все современные дети страдают дизартрией. Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, возникающее в результате поражения нервной системы. При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж. Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и основной принцип нашей работы – не навреди. Логопедический массаж включает в себя массаж частей лица и рук. Для самомассажа рук можно применять различные предметы – мячики, ребристые карандаши, специальные массажные шарики, а также камешки Марблс. Они приятные на ощупь, но удержать их довольно трудно – они гладкие, скользкие.

Массаж с камнями Марблс

Маленькие шарики при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Марблс умещаются в детской ладошке, поэтому их с легкостью можно использовать для самомассажа. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений.

Массаж шариками марблс -хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук.

Упражнения

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки шариком

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце ,как и мама,

Лишь одно бывает

Растирание ладоней

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Сжимание ладоней

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём»

Также можно проводить следующие упражнения с проговариванием звуков, слогов, чистоговорок:

— Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» шарик в середину ладони другой руки.

-Скатывать шарик с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

-Раскатывать шарик по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

-Удерживать шарик между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

-Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Основным и главным видом деятельности в жизни дошкольника является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети любят все необычное, новое, и поэтому я стараюсь даже знакомые игровые приемы сделать увлекательными.

Золушка
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

а. Разбери по цвету.

б) Разбери по форме.

в) Разбери по размеру.

Найди шарик
Развивая познавательные процессы на логопедических занятиях, не стоит забывать о развитии мелкой моторики рук. Хотя сама работа с камешками уже благотворно влияет на моторику, можно добавить усложненные и интересные варианты.

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики

Найти шарик в песке, в крупе и т.д.

Игра : найди клад (поиск шариков в сухом бассейне)

Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.
Цель: подбирать камушки определенных размеров и цветов, развитие мелкой моторики.

а) «Выложи по контуру».

б) «Укрась картинку»

в) Выкладывание ритмичного ряда по цвету, форме.

г) повтори узор, выложи по образцу.

Развитие пространственных представлений.
а) «Помоги медвежонку найти медведицу»

«Помоги котенку найти дорогу к домику»

«Помоги улитке доползти к грибам»

« Помоги зайцу дойти до малины» и т.д.

б) Задания на пространственную ориентацию

в) «Лабиринты»

г) «Лабиринты на автоматизацию звуков»

д) графический диктант

е) зрительная память

Звукобуквенный анализ слов.
а)«Назови первый и последний звук в слове»

б) «Звуковые бусы»

в) «Волшебный мешочек»

Г) «Нарисуй звуковой домик»

Д)поймай звук

Работа по коррекции дисграфии.
а) «Укрась букву»

б) «Зеркало» (зеркальное отображение букв)

в) «Техники»

г) «Выложи букву»

д)»Сломанная буква»

Самостоятельные игры.
Дети придумывают сюжет сами, выкладывают рисунки, а потом составляют рассказ.

Игры в песке с камушками марблс.

Рефлексия
В конце мероприятия гостям предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

«Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»;

«После мастер-класса мне захотелось…»;

«Я мечтаю о …»;

«Сегодня мне удалось…»;

«Я сумел…»;

«Было интересно…»;

«Было трудно…»;

«Я понял, что…»;

«Теперь я могу…»;

«Я почувствовал, что…»;

«Я научился…»;

«Меня удивило…»

Использование в работе с детьми шариков марблс успешно развивает фантазию и творчество детей. Такое доступное и привлекательное пособие помогает разнообразить логопедические занятия и повышает интерес к коррекционной деятельности.

Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей , поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ней решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.