Скорость чтения.

Автор: Калягина Елена Сергеевна

Образовательное учреждение: МАДОУ «Детский сад №2 «Пчелка»

Населенный пункт: г. Асино, Томская область

Тема: Скорость чтения.

Раздел библиотеки: Статьи

Развитие скорости чтения активизирует мыслительные процессы, а также помогает ребёнку чувствовать себя увереннее перед поступлением в школу. Для многих родителей остается интересен вопрос: сколько же слов в минуту должен читать дошкольник и как развивать технику чтения.

Перед поступлением в первый класс некоторые школы требуют, чтобы ребёнок уже умел читать на уровне 30 слов в минуту с пониманием того, что он прочитал. Если же школа не требует умения читать, то обычно к концу первого полугодия нормой считаются все те же 30 слов, а к окончанию 1 класса – 40-50 слов в минуту.

Упражнения для развития техники чтения.

1. «Потерянные буквы». Упражнение подходит для деток 5-6 лет.

Когда взрослый человек читает, то смотрит только на начало слов, а их продолжение подсказывает ему память. Но у малышей еще нет такого багажа знаний и запаса слов. Самое время их развивать. Для этого пишем печатными буквами (или распечатываем) несложные слова и предложения, которые будет читать ребёнок, но не дописываем в них окончания или последнее слово в предложении. Выбираем такие, которые малышу легко будет восстановить. Например: Бобик все котлеты съел, он делиться …

2. «Глаз – алмаз». Упражнение по поиску цифр или изображений подойдет малышам с 4 лет, а по поиску слов – с 6 лет.

Нарисуйте на альбомном листе таблицу с цифрами от 1 до 10 (для маленьких), для детей постарше до 15, 20 и 30 в произвольном порядке. Ребёнку нужно изучить рисунок в течение 1-2 минут, а затем вы начинаете проговаривать цифры вслух и по порядку: 1, 2, 3… Задача ребёнка – найти цифры, которые вы называете, и показать пальчиком. Если малыш замешкался, вы его не ждете, ребёнок должен догнать вас. Упражнение это направлено на развитие угла обзора для того, чтобы ребёнок при чтении цеплялся взглядом не за одну букву или слово, а за несколько слов вместе. Чем шире он будет смотреть – тем быстрее читать.

Кроме цифр еще можно писать слова. Например, напишите в произвольном порядке на листе бумаги короткие слова: рама, ложка, мыло и др. Вы называете слово – ребёнок ищет его.

3. «Тишина». Упражнение подойдет для малышей с 6-7 лет.

Ребёнок читает книгу вслух, а как только вы говорите слово «тишина», он зажимает язычок губками и читает про себя. Чередовать чтение вслух и про себя можно несколько раз. Если уменьшить проговаривание слов во время чтения, то скорость заметно увеличится.

4. Зрительные диктанты И. Федоренко. Упражнение для младших школьников.

Всего таких диктантов 18 штук. Самый первый диктант – это 6 простых предложений из 9-12 букв. Например: «Тает снег» (9 букв), «Поле опустело» (12 букв). Вы показываете ребёнку первое предложение, он в течение 4-6 секунд его запоминает и записывает в тетрадь. Точно так же со всеми предложениями. Смысл этого упражнения в том, что с каждым диктантом количество букв в словах предложения увеличивается: с 9 до 46. Например: «Подул резкий ветер» (диктант 3, 16 букв), «Поля запорошило белым снегом» (диктант 11, 24буквы), «Только король удалился, как окружили Алешу придворные» (диктант 18, 46 букв). Такое упражнение хорошо развивает зрительную память.

Все упражнения сразу выполнять не нужно. Комбинируйте 1-2 упражнения в день, не забывайте самостоятельно проверять технику чтения у ребёнка. Если заниматься регулярно и понемногу, то скорость чтения обязательно повысится.

При этом не забывайте о самом главном – важна не сама по себе скорость чтения, а понимание того, что ребёнок прочитал. Поэтому даже если ребёнок просто каждый день будет читать книжку, он все равно улучшит свою технику чтения.