Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы.

Автор: Похальчишина Анна Зиновьевна

Образовательное учреждение: МБДОУ Детский сад № 14 «Березка»

Населенный пункт: г. Сургут, Ханты-Мансийский АО

Тема: Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО.

Раздел библиотеки: Статьи

Детский сад, семья и школа- это триединство, которое можно образно назвать « тропинкой к морю», где «на берегу» ребёнок делает первые шаги. Там он получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое « море знаний», курс в котором прокладывает школа. Но это не значит, что ребёнок должен оторваться от берега, ведь его ждёт всегда тихая гавань- семья.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает ребёнка всё: вещи, явления, но прежде всего люди: на первом месте- родители и педагоги!

При поступлении в школу, ребёнок будет лучше учиться, будет комфортнее себя чувствовать, если взрослые: родители, педагоги ДОУ и школы объединятся, станут союзниками в формировании и развитии личности будущего первоклассника.

Совместная деятельность родителей, педагогов ДОУ и школы позволит лучше узнать индивидуальные особенности ребёнка, поможет формированию его жизненных, социальных ориентиров, учебных предпосылок. Вся психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Поступление в первый класс- переломный момент в жизни самого ребёнка и родителей. От того, насколько дошкольник готов к школе, какова его школьная зрелость, зависит многое:

— полюбит ли он школу;

— будет ли ему доставлять удовольствие открытие нового;

— приобретёт ли себе новых друзей;

— станет ли успешным ;

Педагоги школы и ДОУ на первое место ставят физическую и мотивационную готовность.

Анатомо-физиологический аспект, обуславливающий физическую готовность к школьному обучению, основывается на созревании организма ребенка, в частности, изменениях в строении и функционировании головного мозга, в протекании нервных процессов, в развитии сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной, опорно-двигательной систем и т.д. Так незрелость ЦНС, нарушения в протекании нервных процессов возбуждения и торможения, могут являться причиной быстрой утомляемости, низкой степени работоспособности, вызывающими трудности сосредоточения, медленного темпа. Функциональные нарушения зрительного, слухового, фонематического анализаторов влекут за собой трудности в усвоении учебного материла. Слабое развитие мелкой мускулатуры рук затрудняет овладение навыками письма, вызывая отрицательное отношение к школе. Все это в комплексе порождает чувство неуверенности в себе, чувство неполноценности, ущербности, что затрудняет процесс школьной адаптации и может являться причиной неуспеваемости. Поэтому организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ, в семье и школе должна основываться на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребёнка, профилактических мер опорно-двигательного аппарата, плоскостопия и других отклонений. Хорошая физическая готовность дошкольника- фундамент формирования произвольного поведения, а это есть организованность.

Мотивационная готовность- это желание ребёнка идти в школу не потому, что новый ранец, не потому, что там не надо спать, а «поход» за знаниями: узнать о вращении Земли, планетах, о смене дня и ночи, времён года, как далеко до солнца. Взрослым нужно говорить о трудностях, но не запугивать, играть в «Школу», сводить детей на экскурсию, посетить школьный урок. Это опять совместная работа педагогов и родителей!

Педагоги ДОУ и начальной школы в своей работе должны опираться на помощь семьи, а родители — согласовывать свои действия с работой по преемственности детского сада и школы с целью достижения общего результата – формирования готовности ребенка к обучению в школе.

Объективно возникающий у детей старшего дошкольного возраста интерес к учению заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом процессе, о школе взрослые. Именно поэтому работа над формированием положительной мотивации учения предполагает тесный контакт педагогов и родителей.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребёнок к концу подготовительной группы должен иметь адекватную самооценку, а не завышенную, как в средней и старшей группе. Адекватная самооценка позволяет понимать свои успехи и промахи. Дети с завышенной самооценкой не склонны считать себя виноватыми в собственных неудачах, впрочем, как и взрослые.

Коммуникативная готовность- это умение ребёнка вести диалог со взрослыми, сверстниками, умение общаться на определённую заданную тему, развивать её, а не переходить на другие темы, события, Это умение войти в новый коллектив, обозначить свою позицию, например, лидерскую, умение работать совместно в паре, группе, находить контакт, идти на компромиссы.

Эмоционально- волевая готовность проявляется в способности ребёнка управлять своими эмоциями, умением контролировать своё поведение, например, дожидаться своей очереди в игре, сосредотачиваться и доводить дело до конца. Недостающий уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Важно ребёнку уметь самоорганизовать себя- это высокий показатель эмоционально- волевой готовности.

Интеллектуальная готовность предполагает формирование учебных предпосылок, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.

Важно, чтобы ребёнок желал узнавать что- то новое, так как высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью.

Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка.

ФГОС ориентирован именно на становление личностных качеств будущего ученика, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Личностные результаты освоения образовательной программы отражают осознание значения семьи и жизни общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. В связи с этим, необходимо создавать психолого-педагогические условия для взаимодействия педагогов и родителей, обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения.

Взаимодействие семьи, ДОУ и начальной школы- ступень подготовки ребёнка к школьному обучению и благополучной адаптации, потому что первые месяцы школьной жизни обнажают все недоработки взрослых: несформированность определённого вида готовности (мотивационного, коммуникативного, эмоционально- волевого, физического, интеллектуального), недостаточный социальный опыт ребёнка, незнание его психологических особенностей, чтобы оказать правильную помощь в освоении школьных премудростей и принятия нового социального статуса. Отсюда возникают школьные стрессы, нежелание учиться. И если на пути появляется опытный учитель, то он создаст такую среду для ребёнка, которая «не читает морали», как говорит Ш. Амонашвили, «не грозит пальцем», а которая позитивно направит на деятельность. Грамотное взаимодействие педагога с родителями поможет создать ситуацию успеха первокласснику. Важное условие положительного адаптационного периода заключается в психологической поддержке ребёнка, где задача родителя обеспечить вовремя переход от помощи и контроля к самоконтролю.

Существуют эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках реализации ФГОС:

1. Собрания, семинары, лектории, консультации, проекты по формированию готовности к школьному обучению и успешной адаптации.

2. Анкетирование родителей в ДОУ и в школе.

(вопросы следующего характера:)

— оценка родителями готовности ребёнка к школе;

— «иерархия» видов готовности;

— пожелания педагогам (на что обратить внимание);

— важность образовательных услуг;

3. День открытых дверей для будущих первоклассников в ДОУ и школе.

4. Обсуждение плана взаимодействия по преемственности ДОУ и начальной школы.

5. Взаимопосещение педагогами занятий в Д/С и уроков в школе.

6. Дискуссии, круглый стол по теме адаптации и дезадаптации первоклассников.

7. Мониторинг физического развития и состояния здоровья выпускников ДОУ и другие мероприятия.

Школа и детский сад-два смежных звена в системе образования

Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.