Современные методы обучения как стимул к успеху учителя и ученика

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в школе. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому. Организация обучения, ориентированная на психологические и личностные особенности школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное — то желание, с которым многие дети  идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких  результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.

Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новым и неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика». Обучение информатике – это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован.

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Расскажу о некоторых из них, которые я использую в своей работе.

Ставя перед собой задачу обобщения ранее изученного материала, я использую метод «Мозгового штурма», «Групповую дискуссию», «Деловую игру», «Разбор ситуации».

Например: метод «Разбор ситуации». Для обсуждения проблем, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все участники.

Ситуации при работе на компьютере – зависание компьютера, внезапное отключение питания, компьютерные вирусы, подключение дополнительных устройств, поиск информации в Интернет и др.

Метод «Деловая игра».  Во время деловой игры учащиеся разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой обучения. Деловые игры хорошо проводить на  заключительных уроках изученных тем — текстовый редактор, электронные таблицы. Учащиеся в качестве разных ролей выполняют задания, связанные с будущей  профессией.

Генерирование идей «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Мозговой штурм – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы.

Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Проблемы для «мозгового штурма» при изучении информатики:

-Вреден ли компьютер для здоровья человека?

-Внешние носители информации – недостатки и достоинства.

-Интернет в решении твоих профессиональных задач.

-Компьютерные вирусы – как предохранить компьютер.

-Информационные технологии в твоей профессии.

-Роль математики и физики в создании науки информатики.

Метод «Дискуссии в малых группах». Дискуссия в малых группах – это такой вид деятельности, который позволяет учащимся обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения проблемы.

Дает возможность учащимся совершенствовать их навыки разрешения трудных проблем.  Дает возможность учащимся учиться друг у друга.  Формирует у учащихся чувство ответственности за учебный процесс.

Формирует у учащихся навыки совместной работы в командах.  Проясняет ценностные ориентации учащихся.

Преимущества метода: Дает учащимся возможность контролировать собственный процесс обучения и лучше влиять на него.  Учащиеся стимулируются к активному участию.  Применение метода дискуссий в малых группах можно применять при изучении любых тем информатики, при повторении, закреплении, изучении новых. Для эффективного создания реального объекта, творческого продукта я использую метод проектов, который позволяет учащимся самостоятельно освоить многие аспекты тем и применять их для конкретных конечных программных продуктов. Для каждой профессии нашего училища создан банк проектов, которые могут выбрать учащиеся.

Например, для профессии «Агент»:  разработать автоматизированную систему, обеспечивающую взаимодействие торгового склада и клиентов на взаимовыгодных условиях (тема «Базы данных»).

Профессия «Машинист на открытых горных работах»: расчет годовой производительности экскаватора в зависимости от марок экскаваторов, числа смен в сутках, количества экскаваторов и т.п. (тема «Электронные таблицы»).

Таким образом, в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Основные принципиальные линии интерактивного урока:  линия  переживания опыта в диалоге; — линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).

Сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика. Необходимо следить, чтобы школьники не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.  Были выделены следующие нормы поведения на уроке:  каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;   следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;   если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял…? »); только после этого делаются выводы;   критикуются идеи, а не личности;   цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

«Хочу спросить…»

«Для меня сегодняшний урок…»

«Самое трудное для меня…»

«Как вы оцениваете свои действия и действия группы?»

Экспертно-наблюдательная комиссия и др.

Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).

Рефлексия один из важных этапов современного урока. Обучение не может быть эффективным, когда что-то просто выполняется. Необходимо обдумать, что сделано, подвести итоги, понять, как можно применить полученные знания в будущем.

Главной отличительной чертой современных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого все описанные выше могут просто не сработать. Это атмосфера доброжелательности на уроке. Уделить внимание каждому ученику, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат – вот что поможет создать на уроке такую атмосферу — атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения. В концепции структуры и содержания образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества.

 

Первушина И.Н.