За прошедшие годы проблемы воспитания подрастающего поколения претерпели сложные изменения – то они предавались забвению, то, усилиями педагогов и общества, стали наконец, возрождаться. Уникальные исследования, труды учёных-педагогов, психологов, социологов, создание разнообразных педагогических практик в образовательных учреждениях всех типов и видов показали безусловную востребованность воспитания. Ведь сегодня стратегическая задача образования – опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться, «вписываться» в сегодняшние рыночные отношения, но и активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу.
В современной Российской средней профессиональной школе происходит обновление содержания, методики и технологии обучения. Введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражён в Государственном образовательном стандарте.
Социально-политические и экономические проблемы нашего общества привели к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической систем воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу. Если воспитание-это целенаправленная подготовка к вхождению в современное общество, развитие способностей жить в нём достойно, то главный результат воспитания — это личность, способная строить жизнь, достойную человека. В этом основа новой педагогической позиции в воспитании: принятие ребёнка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я». Меняется работа с детьми – теперь она ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребёнка.
Физическая культура в колледже при огромном разнообразии форм общения должна выступать не только как средство развития двигательных способностей и возможностей, но и как благодатная почва для совершенствования индивидуальных качеств студентов, для становления личности. Известно, что любое качество личности может формироваться только в процессе деятельности и общения. Именно в человеческом общении заложены большие возможности для формирования нравственных качеств личности, формируется духовный мир человека, его образ жизни, передаются социально-нравственные и культурные ценности, совершенствуется сознание и поведение в обществе.
Образование, как социальный институт передачи накопленного опыта, призвано содействовать становлению личности, как цель и результат, с присущими ей культурологическими характеристиками. Следует признать, что образование в значительной мере детерминировано логикой развития личности, представляющей собой сложную биосоциальную систему, наделённую телесно-духовными, логикой осознания индивидом своих потребностей, целей, что предполагает использование в образовательном процессе всех общественных ценностей – материальных, духовных, художественных, обеспечивающих формирование личности и её культуры. Как неоднократно высказывали в своих работах В.К.Бальсевич, И.М. Быховская, важнейшим фактором становления личности и оптимального сочетания в ней социального и биологического выступает физическая культура и её ценности.
Одним из компонентов системы среднего профессионального образования является образование в сфере физической культуры, которое в большинстве своём представлено физическим воспитанием. Физическое воспитание — неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности. Педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, улучшение форм тела (формирование правильной осанки развитие грудной клетки, мышц), это процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку двигательных качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей, в дальнейшем — трудового долголетия и процветания в жизни. Наиболее Близким предмету нашего исследования является определение, данное Ю.Ф. Курамшиным, согласно которому физическое воспитание – процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентиров, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей. Отступление от главной идеи и цели образования – формирование личности, приводит к тому, что сам процесс образования утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл. Таким образом, наиболее действенным фактором становления личности и её культуры предстаёт физкультурное образование. Рассматриваемое, как совокупность специальных видов деятельности, которые при строгом соблюдении дидактических основ обеспечивают достижение социально значимого положительного эффекта в следующих направлениях:
— сформированность личности с присущими ей культурологическими характеристиками, потребностью в физическом совершенствовании;
— удовлетворение потребности в двигательной деятельности, сформированность физических качеств и их компонентов, двигательных умений и навыков.
Насыщение физкультурного образования соответствующим содержанием предусматривает использование характерных средств, методов и форм организации образовательного процесса, направленных на формирование личности и её базовой культуры, учитывающих индивидуальные морфофункциональные и психофизические особенности. Под базовой культурой личности определяют – совокупность основ познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической культуры личности, на которую ориентировано содержание воспитания и образования.
Важность физической культуры в подготовке специалистов, в совершенствовании физических способностей человека и повышение его культурного уровня отражена в правовом законе «О физической культуре и спорте». В одном из пунктов Государственного образовательного стандарта сказано, что выпускник среднего профессионального образования должен:
— владеть системой практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
— приобрести опыт использования физкультурно-спортивных целей.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте» рассматривает физическую культуру и спорт, как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека. Воспитание патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины гарантирует гражданам права на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Современное воспитание невозможно без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства — необходимых условий для его свободного развития. К сожалению, в современном мире наряду с ростом прогрессивных технологий, компьютеризации и др. мы наблюдаем упадок нравственности учащейся молодёжи, негативные тенденции, связанные сростом наркомании, преступности.
Духовно-нравственное воспитание студентов и молодёжи в настоящее время представляет собой сложную и ответственную часть правового, социального, патриотического и учебно-воспитательного процесса, связанную с формированием мировоззренческих основ личности, отношением человека к себе, к окружающему миру и к жизни. «Задачи развития личности студентов заключается не только в интеллектуальном, физическом и т.д. Она заключается, в конечном счёте, в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, «деятельно развитого». Ведь деятельный человек может достаточно быстро сориентироваться и освоить новые жизненные ситуации, новые профессии и.д. Особенно это стало актуально в период экономического кризиса, происходящего в настоящее время. Но для овладения всеми существенными сторонами деятельности необходима организация собственного опыта учащихся и студентов в такой деятельности, где они могли бы сформировать способности к ориентировке, самостоятельному определению цели действий и деятельности, к творчеству.
Предметом острой общественной тревоги стало в последнее время резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья молодого поколения. В связи с тем, что в последние годы были переоценены многие жизненные приоритеты и занижена роль социальных институтов в воспитании личности, физическая культура оказалась неспособной обеспечить полноценное развитие молодого поколения. Рост заболеваемости среди молодого поколения страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования здоровьесберегающего воспитания и образования. Одной из наиболее важных и сложных проблем физического воспитания является оптимизация физических нагрузок. Двигательная активность лишь тогда становится фактором формирования, сохранения и развития здоровья, когда она соответстствует индивидуальным особенностям и условиям жизни конкретного человека. Учёт индивидуальных особенностей и возможностей организма является основой эффективного выполнения основной задачи физической культуры – формирование, сохранения и совершенствования здоровья. Недостаточная физическая активность не окажет существенного влияния, чрезмерная — ведёт к различным неблагоприятным изменениям в организме, росту заболеваний. Правильный подбор нагрузок по характеру физических упражнений, по динамике и интенсивности в значительной степени обусловлен состоянием здоровья, физической подготовленностью. Проблема сохранения здоровья занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжа, является формирование здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья студентов во многом зависит от качества и содержания работы преподавателей, привития навыков здорового образа жизни в семье, создание материальных, педагогико — психологических, санитарно-гигиенических и других условий, соответствующих нормам нормального развития учащейся молодёжи. Формирование здорового образа жизни требует гражданско-патриотического, духовно-нравственного и физического развития. Как известно снижение рождаемости, рост смертности и сокращение продолжительности жизни населения России приобрели в последнее время опасный характер; неблагоприятная демографическая ситуация выдвигает в разряд национальных приоритетов мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения страны, прежде всего молодёжи. Основу благосостояния страны создаёт труд здоровых людей самых различных профессий.
Здоровье – важнейшая экономическая составляющая общества, семьи, индивида. Ещё большее значение для государства оно имеет в военном, оборонном деле (военные давно уже бьют тревогу по поводу удручающего состояния здоровья молодёжи). Исследования учёных показали, что более половины факторов, влияющих на здоровье, относятся к двигательной активности, связанной с физическими качествами человека. Преобладающим фактором, ухудшающим здоровье человека, является гиподинамия, а далее следуют вредные привычки и плохое питание, неблагоприятная экологическая обстановка, частые стрессы. А ведь именно двигательную активность и развитие двигательных качеств обеспечивают уроки физической культуры. На своих уроках, я применяю методы тестового контроля, мною разработаны уроки круговой тренировки. На каждого студента введён «паспорт здоровья», где отслеживается уровень физического здоровья студента, его физического развития. Отдельным разделом «паспорта здоровья» является контроль за выполнением «президентских тестов». Введена на каждого студента и «личная карточка» для выполнения теста «смена положений». С целью повышения двигательного режима студентов и приучения их к регулярным занятиям физическими упражнениями экспериментальным путём студенты первого курса ведут «Дневники самоконтроля». В них они записывают выполненную за день нагрузку в виде физических упражнений и занятий спортом, записывают домашнее задание по физкультуре, суммируют свою недельную работу и делают анализ по достаточности недельной нагрузки.
Мониторинг здоровья первокурсников показал, что увеличилось количество студентов с хронической патологией, и основными причинами происходящего считаю: отсутствие мотивации по улучшению своего здоровья, запущенная недостаточность собственной физической подготовки, отсутствие интереса к таким детям в школьный период обучения. На своих уроках, для каждого студента, отведённого по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, разрабатываю индивидуальные физические нагрузки с постоянным контролем показателей пульса и самочувствия каждого такого студента. И эта система работы даёт положительные результаты. К примеру, некоторые из таких студентов становились призёрами республиканских соревнований по циклическим видам спорта, неплохих результатов добиваются в силовых и спортивных видах, а большинство таких студентов заново открывают для себя занятия физическими упражнениями и спортом.
Одной из актуальных проблем современного образования является формирование осознанного отношения студент к тем требованиям, которые предъявляются учебной программой. Психологическим обоснованием проблемы осознанного включения студентов в деятельность могут служить работы С.Л. Рубинштейна, выдающегося психолога. Он писал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е., чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опору в его переживании». К сожалению, в государственном стандарте среднего профессионального образования физической культуре отводится всего два часа в неделю. Этого явно недостаточно. Для решения задач воспитания и образования необходимы дополнительные, самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Ежедневные физические упражнения должны стать для студентов необходимостью.
Привычка к самостоятельным занятиям формируется постепенно, но потом становится потребностью. Для этого надо, чтобы студент видел результаты своих усилий. Студент должен быть мотивирован к учёбе, быть коммуникабельным и осознавать, что систематические занятия физическими упражнениями помогут ему более эффективно подготовить себя к жизни, овладению профессии и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Целью среднего профессионального образования является овладение основами самостоятельной двигательной деятельности и внедрение её в индивидуальный здоровый образ жизни выпускника. Достижению этой цели способствует решение следующих педагогических задач: — расширение двигательного опыта посредством использования основных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности; овладение, новыми системами физических упражнений (включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности);
— расширение объёма знаний о разнообразных формах деятельной активности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психологических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
— гармонизации физических и духовных сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье Физическая подготовка студентов, организованная в соответствии с научно обоснованными принципами, создаёт предпосылки для успешной профессиональной деятельности. Она проявляется в повышении уровня специальной выносливости, силы и других качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности. Под профессионально-прикладной физической подготовкой принято понимать специализированный педагогический процесс с использованием средств и методов физического воспитания, которые обеспечивают развитие и совершенствование тех или иных функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для избранной им трудовой деятельности. В программах учебных заведений среднего профессионального образования ППФП обязательна. Её содержание зависит от профессии подготавливаемых учебным заведением специалистов в единстве и взаимосвязи с общими задачами физического воспитания.
Различные профессии в зависимости от условий труда предъявляют разные требования к организму, в том числе к физической подготовленности человека. Согласно методу активной профессиональной адаптации, формирование рабочих динамических стереотипов происходит эффективнее, если активно развивать ключевые профессионально значимые функции с помощью приборов-тренажёров и физических упражнений, а также осуществлять рациональный режим труда и отдыха с учётом специфики осваиваемой профессии.
При реализации программ профессионально-прикладной физической подготовки надо особое внимание уделять её сочетание с общей физической подготовкой, где закладываются предпосылки успешности будущей трудовой деятельности. В программах средних специальных учебных заведений ППФП обязательна. Её содержание зависит от подготавливаемых учебным заведением специалистов .Основными задачами ППФП являются: 1.)совершенствование физических, волевых, и других качеств применительно к требованиям избранной профессии и специальности; 2.)обучение прикладным для данного вида труда двигательным умениям и навыкам, преимущественно требуемым в связи с особыми внешними условиями профессиональной деятельности ( например: при строительных работах- обучение различным способам лазания, смешанным упорам и висам ); 3.)повышения функциональной устойчивости и приспособления организма к неблагоприятным условиям труда (гиподинамия, вынужденные позы со статическим напряжением, высокой или низкой температуры воздуха, укачиванию и другим).
Индивидуализация учебно-тренировочного процесса является важнейшим фактором управления физической подготовкой. В её основе сбор и анализ информации о физической, функциональной, технической подготовленности, а также соответствии требованиям, предъявляемым к конкретному виду физической деятельности. При этом важнейшим является вопрос о наличии методики по реализации рациональной программы развития тех физических качеств, которые в наибольшей мере способствуют повышению эффективности физической подготовленности.
Физическое воспитание в колледже проводится на протяжении всего учебного процесса и осуществляется в следующих формах: учебные занятия, физкультпаузы и производственная гимнастика в режиме учебного дня и производственного обучения; занятия в спортивных секциях и кружках; участие в спортивных, спортивно-массовых оздоровительных мероприятиях во внеурочное время. В течение года в колледже проводятся до 25 различных спортивно-массовых мероприятий, в которых принимают участие практически каждый студент (и отнесённый к специальной медицинской группе). Это такие, как: осенний кросс, легкоатлетическая эстафета, турниры по шашкам и шахматам, первенство по лыжным гонкам, лыжной эстафете, волейболу, баскетболу, гиревому спорту, штанге, мини-футболу и т.д.
Большое значение придаётся в колледже военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Проводятся такие мероприятия военно-патриотического направления, как: «А ну-ка парни» (в рамках месячника военно-патриотического воспитания), лыжная эстафета, посвящённая памяти воинам-интернационалистам, отдавшим свои жизни во время военных компаний в Афганистане и в Чечне, легкоатлетическая эстафета, посвященная памяти В. Скобелева, героически погибшего в Чечне ,в период срочной службы в рядах Российской Армии. И традиционно принимаем участие в легкоатлетической эстафете посвящённой Дню Победы 9 мая.
На уроках физкультуры студента необходимо вооружить культурой двигательной деятельности. Не надо забывать, что регулярные занятия физическими упражнениями не только оказывают положительное влияние на организм, но и способствуют формированию стиля его жизни. Занятия физическими упражнениями должны войти в привычку, в норму социальной деятельности. Ведь самое резкое падение физической активности приходится на возраст 17-19 лет, то есть на время окончания колледжа. Поэтому учебное заведение является тем ключевым пунктом, в котором можно успешно проводить политику приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями, сформировать установку на двигательно-активную жизнь. На своих уроках я использую технологии личностно-ориентированного обучения, на основе мониторинга физического здоровья студентов использую методы тестирования и дифференцированного индивидуального подхода. Поисковая работа позволяет вести нестандартные занятия, мною разработаны занятия по круговой тренировке; уроки по профессионально- прикладной физической подготовке.
Физическая культура личности студента является по существу и отражением соответствующей культуры преподавателя и к тому же зависит от его профессиональной подготовленности. Степень физического совершенства педагога влияет на возможность наглядно и профессионально передавать двигательные умения и навыки, задействуя сознание студентов. Требования к увеличению объёма знаний и навыков по профессионально- прикладной физической подготовке позволила мне разработать опытно — экспериментальную работу по лыжной подготовке. Работа заняла два года. В ней экспериментальным путём было доказано: 1) Значение лыжной подготовки при подготовке профессиональных кадров; 2) увеличение процента качества обучения, за счёт сознательного отношения к занятиям лыжной подготовки; 3) увеличение двигательной активности посредством применения таких методов обучения как: тренировочный, соревновательный, игровой, индивидуальный. Необходимость лыжной подготовки, как одного из основных средств ППФП, объясняется универсальностью этого вида спорта для развития физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Лыжная подготовка в комплексе даёт то, что в других видах спортивных упражнений невозможно развить, лыжный спорт, кроме развития физических развивает такие волевые качества как: трудолюбие, дисциплинированность, упорство, смелость, стремление к лидерству, чувство долга, товарищества и взаимопомощи, терпению и других. В колледже я веду спортивную секцию по лыжной подготовке уже на протяжении многих лет. В большинстве своём, студенты, приходящие в этот вид спорта, имея только желания заниматься лыжным спортом, добиваются неплохих результатов: на протяжении последних 5-ти лет сборная команда колледжа по лыжным гонкам бессменный лидер республиканских соревнований, студенты колледжа входят в состав городской команды по лыжным гонкам.
Много времени уделяю на формирование у студентов необходимых в профессиональной деятельности двигательных качеств, для этого был построен спортивный городок и разработаны методические пособия с дифференцированными комплексами упражнений по развитию двигательных качеств. Разработаны тематические методические пособия для развития двигательных качеств по методу круговой тренировки; комплексы упражнений для желающих уметь подтягиваться, комплексы производственной гимнастики; разработаны упражнения по профессионально-прикладной физической подготовке и др.
В заключение отмечу, что, являясь составной частью физической культуры, воспитание и развитие двигательных качеств способствует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экономическим условиям, повышению адаптивных свойств организма, развитию физической, умственной работоспособности, более полной реализации творческих способностей в интересах общества.
Гильманова Фания Лотфулловна