Автор: Чакина Анна Владимировна
Образовательное учреждение: МБУ «Школа №90»
Населенный пункт: г. Тольятти, Самарская область
Тема: Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 02.04.2019
Деятельностная цель: формировать способности учащихся к новому действия правописания суффиксов в именах прилагательных «ОВ» и «ЕВ».
Образовательная цель: формировать умение учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.
Задачи: создать условия для:
— использования имеющихся знаний по правописанию букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных в практической деятельности;
— организации проверки и самооценки учащимися работы на уроке.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Регулятивные УУД
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— Уметь использовать в речи речевые единицы,
— Уметь делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
— Знать правописание суффиксов ОВ, ЕВ имен прилагательных
Формы работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник Русский язык, 4 кл., часть 3, Каленчук М.Л., Чуракова Н.Л., стр. 87-88, , карточки, корзинки с буквами, таблички со словами для доски, презентация.
Содержание и технология урока
I. Орг. Момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Чакина Анна Владимировна. Надеюсь, мы урокбудет плодотворным , и вы будете моими помощниками.
— Я попрошу сесть тех детей, кто приехал в школу на автобусе.
— Кого привезли родители.
-Девочек, у которых волос собран в косички.
— Мальчиков в жилетках.
— Кто пришел в школу пешком.
— Всех остальных.
II. Актуализация знаний
— Сегодня мы будем работать по группам. Каждая группа должна будет провести исследовательскую работу.
— Не забываем про правильную осанку.
— Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока.
— Какую тему изучали?(Правописание буквы О и Е после шипящих и Ц в именах существительных)
— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Корзина знаний».
— У вас на столах лежат корзины со словами. Все слова перемешались.
— Вставьте в слова пропущенные буквы и разделите их на две группы.
(работа в группах- 3 мин)
— Проверим содержимое корзин.
— Какие слова у вас в первой группе? Почему? Док-те.
— Какие слова во второй группе? Почему? Док-те.
— Когда у имен существительных после шипящих пишется буква О, когда Е? – повторение пройденной темы.
!!!! Оцените работусвоей группу на данном этапе. (Дети оценивают работу на листах самооценки)
III. Самоопределение к деятельности.
— Какое слово не вошло ни в одну из корзин? Почему? (имя прилагат.)- (Слайд)
— Сможем ли мы воспользоваться правилом написание О и Е в именах существительных для имен прилагательных?
— !!! Сформулируйте тему урока?( слайд)
Поставьте цели урока?(слайд)
IV. Работа по теме
Итак, ребята, у нас проблема
— Какую же орфограмму написать в суффиксе имен прилагательных после шипящих и Ц?!?
— У вас на столах лежат карточки синего цвета.
— Прочитайте слова.
— Значение каких слов вам непонятно? Читают дети.( слайд)
— Прочитайте задание. (Разделите слова на две группы и запишите)Время на задание – 3 минуты.
-На какие две группы вы разделили слова, почему?
-Какой вывод вы сделали ? ( в суффиксах имен прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишем- О, без ударения – Е)
-Не встречали мы похожее правило? ( Да, только про имя существительное)
— Сверим наш вывод с правилом в учебнике – стр. 88
— читают про себя.
— Прочитайте правило вслух.
— Правильно сделали вывод?
— Можем решить проблему с именем прилагат.- ГРУШ,,ВЫЙ? (да)
— Какую букву напишем?
Разберите ГРУШЕВЫЙ по составу. – Спросить с места.
!!! ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
V. Физ.мин (Слайд)
VI. Закрепление пройденного.
— Сформулированное правило вам пригодится не только на данном уроке, но и на протяжении всей жизни, чтобы грамотно писать.
— А для этого составьте алгоритм, по которому вы будете действовать в выборе орфограммы по данному правилу. (Дети высказываются поэтапно)
(Опрос по одному человеку на каждый пункт)
— Сверим ваш алгоритм с эталоном. ( слайд)
— Теперь используя алгоритм, выполните задание:
!! Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму (ударение, суффикс)
!! Сверьте с эталоном. Исправьте ошибки. Вижу, что результаты разные, но вы молодцы, продолжаем работать.
!!!Перед вами словосочетания, для каждой группы свои.
-Найдите в них главное слово, назовите его.
-Чем выражены главные слова?
-А зависимые?
-А теперь замените зависимые слова однокоренными именами прилагательными. ——
-Если вы сделаете все правильно, то у вас получится слово с новой орфограммой.
Учитель проверяет работу детей во время работы групп. Хвалит, помогает.
— Все закончили работу. Одни группы выполнили задания без ошибок, другие испытывали затруднения.
— Точно такое же задание есть на госуд. Экзамене в 9 классе.
— А вы молодцы, справились с ним в 4 классе.
— Составьте предложения с любым словосочетанием и запишите его. (Спросить четверых).
— Пока вы записывали свои предложения я тоже составила предложение.
Диктую, один у доски:
В домике грушевом медвежонок жил плюшевый.
— Какие орфограммы встретились.- Разберем предложение по членам предложения.
— С чего начнем?
— Подчеркните грамматич. основу ( 1 чел с места)
— Какие слова остались? ( воторстепенные члены предложения)
— Подчеркните их. ( комментир. 1 чел.с места)
!!! Оцените работу по третьему этапу.
(РЕЗЕРВ: плюшевый – морфологический разбор.)
— Покажите свои листы самооценки.
Я вижу, что на разных этапах вы испытывали затруднения. Но в целом тему урока усвоили. Поэтому отметки за работу на уроке следующие:
VII. Рефлексия
— Продолжите высказывания…. ( слайд)
— За что вы себя похвалили бы ?
— Какой совет дадите друг другу?
IX. Д/З
— А сейчас вы выберете себе домашнее задание.
– Я предлагаю вам три варианта домашнего задания на карточках разного цвета:
Зеленого цвета- легкое задание,
Желтого цвета- немного сложнее,
Оранжевого — сложное.
Возьмите ту карточку, которую вам бы хотелось выполнить, положите ее в тетрадь.
— Наш урок подошел к концу.
Спасибо всем за работу!!!