Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.

Автор: Чакина Анна Владимировна

Образовательное учреждение: МБУ «Школа №90»

Населенный пункт: г. Тольятти, Самарская область

Тема: Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 02.04.2019

Деятельностная цель: формировать способности учащихся к новому действия правописания суффиксов в именах прилагательных «ОВ» и «ЕВ».

Образовательная цель: формировать умение учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.

Задачи: создать условия для:

— использования имеющихся знаний по правописанию букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных в практической деятельности;

— организации проверки и самооценки учащимися работы на уроке.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД:

— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Регулятивные УУД

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД

— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД

— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:

— Уметь использовать в речи речевые единицы,
— Уметь делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;
— Знать правописание суффиксов ОВ, ЕВ имен прилагательных

Формы работы: фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник Русский язык, 4 кл., часть 3, Каленчук М.Л., Чуракова Н.Л., стр. 87-88, , карточки, корзинки с буквами, таблички со словами для доски, презентация.

Содержание и технология урока

I. Орг. Момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Чакина Анна Владимировна. Надеюсь, мы урокбудет плодотворным , и вы будете моими помощниками.

— Я попрошу сесть тех детей, кто приехал в школу на автобусе.

— Кого привезли родители.

-Девочек, у которых волос собран в косички.

— Мальчиков в жилетках.

— Кто пришел в школу пешком.

— Всех остальных.

II. Актуализация знаний

— Сегодня мы будем работать по группам. Каждая группа должна будет провести исследовательскую работу.

— Не забываем про правильную осанку.

— Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока.

— Какую тему изучали?(Правописание буквы О и Е после шипящих и Ц в именах существительных)

— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Корзина знаний».

— У вас на столах лежат корзины со словами. Все слова перемешались.

— Вставьте в слова пропущенные буквы и разделите их на две группы.

(работа в группах- 3 мин)

— Проверим содержимое корзин.

— Какие слова у вас в первой группе? Почему? Док-те.

— Какие слова во второй группе? Почему? Док-те.

— Когда у имен существительных после шипящих пишется буква О, когда Е? – повторение пройденной темы.

!!!! Оцените работусвоей группу на данном этапе. (Дети оценивают работу на листах самооценки)

III. Самоопределение к деятельности.

— Какое слово не вошло ни в одну из корзин? Почему? (имя прилагат.)- (Слайд)

— Сможем ли мы воспользоваться правилом написание О и Е в именах существительных для имен прилагательных?

— !!! Сформулируйте тему урока?( слайд)

Поставьте цели урока?(слайд)

IV. Работа по теме

Итак, ребята, у нас проблема

— Какую же орфограмму написать в суффиксе имен прилагательных после шипящих и Ц?!?

— У вас на столах лежат карточки синего цвета.

— Прочитайте слова.

— Значение каких слов вам непонятно? Читают дети.( слайд)

— Прочитайте задание. (Разделите слова на две группы и запишите)Время на задание – 3 минуты.

-На какие две группы вы разделили слова, почему?

-Какой вывод вы сделали ? ( в суффиксах имен прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишем- О, без ударения – Е)

-Не встречали мы похожее правило? ( Да, только про имя существительное)

— Сверим наш вывод с правилом в учебнике – стр. 88

— читают про себя.

— Прочитайте правило вслух.

— Правильно сделали вывод?

— Можем решить проблему с именем прилагат.- ГРУШ,,ВЫЙ? (да)

— Какую букву напишем?

Разберите ГРУШЕВЫЙ по составу. – Спросить с места.

!!! ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

V. Физ.мин (Слайд)

VI. Закрепление пройденного.

— Сформулированное правило вам пригодится не только на данном уроке, но и на протяжении всей жизни, чтобы грамотно писать.

— А для этого составьте алгоритм, по которому вы будете действовать в выборе орфограммы по данному правилу. (Дети высказываются поэтапно)

(Опрос по одному человеку на каждый пункт)

— Сверим ваш алгоритм с эталоном. ( слайд)

— Теперь используя алгоритм, выполните задание:

!! Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму (ударение, суффикс)

!! Сверьте с эталоном. Исправьте ошибки. Вижу, что результаты разные, но вы молодцы, продолжаем работать.

!!!Перед вами словосочетания, для каждой группы свои.

-Найдите в них главное слово, назовите его.

-Чем выражены главные слова?

-А зависимые?

-А теперь замените зависимые слова однокоренными именами прилагательными. ——

-Если вы сделаете все правильно, то у вас получится слово с новой орфограммой.

Учитель проверяет работу детей во время работы групп. Хвалит, помогает.

— Все закончили работу. Одни группы выполнили задания без ошибок, другие испытывали затруднения.

— Точно такое же задание есть на госуд. Экзамене в 9 классе.

— А вы молодцы, справились с ним в 4 классе.

— Составьте предложения с любым словосочетанием и запишите его. (Спросить четверых).

— Пока вы записывали свои предложения я тоже составила предложение.

Диктую, один у доски:

В домике грушевом медвежонок жил плюшевый.

— Какие орфограммы встретились.- Разберем предложение по членам предложения.

— С чего начнем?

— Подчеркните грамматич. основу ( 1 чел с места)

— Какие слова остались? ( воторстепенные члены предложения)

— Подчеркните их. ( комментир. 1 чел.с места)

!!! Оцените работу по третьему этапу.

(РЕЗЕРВ: плюшевый – морфологический разбор.)

— Покажите свои листы самооценки.

Я вижу, что на разных этапах вы испытывали затруднения. Но в целом тему урока усвоили. Поэтому отметки за работу на уроке следующие:

VII. Рефлексия

— Продолжите высказывания…. ( слайд)

— За что вы себя похвалили бы ?

— Какой совет дадите друг другу?

IX. Д/З

— А сейчас вы выберете себе домашнее задание.

– Я предлагаю вам три варианта домашнего задания на карточках разного цвета:

Зеленого цвета- легкое задание,

Желтого цвета- немного сложнее,

Оранжевого — сложное.

Возьмите ту карточку, которую вам бы хотелось выполнить, положите ее в тетрадь.

— Наш урок подошел к концу.

Спасибо всем за работу!!!