Интегрированное занятие «В поисках Радуги».

Автор: Иванова Марина Николаевна

Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад № 33»

Населенный пункт: г. Ачинск, Красноярский край

Тема: Интегрированное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности «В поисках Радуги».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы.»; закрепить навык произношения звуков [Л-Ль], изолировано и в слогах, совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза (3-х звуковые слова); продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; продолжать учить ориентироваться по плану и на листе бумаги.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи), учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность; создавать у детей эмоциональный отклик на музыку, передавать свое отношение изобразительными средствами, развивать фантазию и воображение, развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

Материалы и оборудование:

Тематические картинки по теме: зима, весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны, звуков; звуковички; картинки гнезда, крыла, перья, клюв, кормушка.
Карта, компас, бинокль, фонарик, мяч, игрушка-попугай, конверты с письмами.
Ноутбук, презентация перелетных птиц, магнитофон, аудио запись «Голоса птиц», классическая мелодия Ф.Шуберта «Серенада».

Ход занятия:

Организационная часть:

Ребята давайте возьмемся все за руки и встанем в круг (дети становятся в круг и выполняют движения по подражанию).

Упражнение «Доброго утра!»:

С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись? («Смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки (Поглаживаем ушки.)

Вы проснулись (Прикладываем ладонь кушам.)

С добрым утром, ручки (Поглаживаем кисти рук.)

Вы проснулись (Хлопаем в ладоши.)

С добрым утром, ножки (Поглаживаем ноги.)

Вы проснулись? (Притопываем.)

С добрым утром, взрослые! (Показать рукой на взрослых)

Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)

Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

Воспит.:Ребята, вы слышите? (Аудиозапись «Голоса птиц»)

— Мне кажется кто то к нам летит….

В группу логопед заносит попугая (игрушку) с письмом.

Логопед:Ребята,я шла к вам в группу и увидела, что в окно к вам стучался попугай, посмотрите у него под крылом письмо, давайте его прочитаем.

«Ребята, выручайте, наш радужный остров посетили волшебные пираты и превратили её в заколдованные острова и забрали радугу, один кусочек радуги мы нашли, незнаем где другие и как собрать правильно все цвета радуги мы тоже не знаем. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар и вернуть им радугу, что бы радужный остров опять засиял разноцветными цветами.

Логопед: Вы готовы жителям острова помочь?

Дети: – Да, готовы!

Воспит.: — Не переживай Кеша, мы найдем остальные цвета радуги!

Воспит.: -Ребята, давайте вспомним последовательность цветов у радуги и зачитаем стих:

Дети: — Каждый охотник желает знать где сидит фазан! (Молодцы, правильно)

Воспит.: –Ну что ж отправляемся в путь? Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?

Дети: На лодке, на корабле, на теплоходе.

Воспит.: Как можно это все назвать одним словом. (Транспорт). А мы давайте выберем пароход, для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этой коробки. Выберите подходящие предметы.

(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):

– Компас и карта, нам необходима, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.

Воспит.: Давайте и попугая Кешу мы тоже возьмем с собой. Посмотрите на карту, а вот и цвета радуги которые нам помогут в пути, как вы думаете куда нам надо плыть, первый цвет радуги у нас есть, на ней мы видим цифру? (Один) Какой следующий остров? — правильно отправляемся на оранжевый остров, какая цифра на этом острове 2. Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко этот остров?

Дети: Далеко.

Логопед: Чтобы наш пароход отправился в путь, необходимо произнести волшебные слова:

«Пароход по волнам плывёт, Пароход гудок даёт – Л, Л-Л-Л-Л-Л-Л.
А вдали гудит он – Ль, Ль-Ль-Ль-Ль-Ль».

(Дети передвигаются по группе к «острову 2» и произносят звуки Л-Ль).

На «острове 2» находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны.

Воспит.: Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты все перепутали-заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о …». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно?

Дети: О зиме.

Воспит.: Какое время года наступит после зимы?

Дети: Весна.

(На доске выставляют картинки «Зимы», «Весны»).

Воспит.: Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.

(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску).

Логопед: Весной хочется говорить красивые слова, давайте встанем в круг и будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.

Логопед: На этом острове мы справились с заданием, и можем забрать кусочек радуги, отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть.

Дети: На желтый остров, и цифра, ищем цифру 3.

Логопед: Произнесём волшебные слова.

«Туча мимо проплыла.
Пароходы гудят – ЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА»

(Дети переходят к третьему столу. На нём лежат картинки с изображениями гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).

Воспит.: – Что это? Чьё гнездо? Дети: – Птичье.

– Чья кормушка? – Птичья.

– Чей корм? – Птичий.

– Чьи следы? – Птичьи.

Воспит.: Кто живёт на этом острове?

Дети: Птицы.

(Слайды с картинками зимующих и перелетных птиц).

Логопед: Давайте вспомним каких птиц мы с вами знаем.

(Просмотр слайдов)

Воспит.: Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспит.: Почему птицы улетают осенью?

Дети: Становится холодно и нечем питаться.

Воспит.: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Воспит.: Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Воспит.: На этом острове мы тоже справились с заданием и забираем кусочек радуги, смотрим по карте, куда нам надо плыть дальше.

Дети: На зеленый остров с цифрой 4, ищем цифру 4.

(Перемещаются к следующему «острову 4», проговаривая чистоговорку).

«Остров видим мы в дали
Произносим дружно – ЛИ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ».

Воспит.: Жители этого острова спрашивают нас, а знаем ли мы дни недели? Ребята, давайте вспомним наше стихотворение с движением.

Встают в круг, повторяют движения за воспитателем.

«В понедельник я купался, а во вторник рисовал

В среду — долго умывался, а в четверг – в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал

А в субботу, воскресенье — целый день я отдыхал!»

Воспит.: Молодцы справились с заданием, и получаем еще один кусочек радуги. Смотрим на карту, куда нам плыть дальше?

Дети: На голубой остров, и цифра 5

Логопед: — Правильно отправляемся с чистоговоркой

«Внизу речка и село. Пароходы гудят — ЛО.
Ло — ло — ло — ло — ло — ло – ло».

Логопед: Мы попали на остров насекомых, но я здесь никого не вижу. Давайте фонариком посветим, никого нет.

(Нашли конверт с письмом): «Пираты перепутали звуки и насекомые исчезли, чтобы их вернуть, надо составить звуковой анализ слова ЖУК».

Логопед: –Составим слово ЖУК и помогут нам наши звуковики. Какой звук первый? Второй? Последний? Получилось слово ЖУК?

-Вы справились с заданием, теперь появятся насекомые и у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь, давайте вспомним весёлое стихотворение о весне.

Логоритмическое упражнение с движением «Веснянка» (под музыку)

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу, взявшись за руки. «Летят» по кругу.
Приседают медленно.
Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспит.: – Пора плыть дальше, плывём на синий остров под цифрой 6.

Отправляемся в путь с чистоговоркой :

«В синем море корабли: Ли-ли-ли, ло-ло-ло, в лодке есть весло».

Воспит.: Пираты оставили и здесь письмо «Вот с этим заданиям вы точно не справитесь», ребята смотрите здесь на листочках изображение похоже нашего с вами корабля и нам нужно точно такой же изобразить рядом. Справимся? (Да), тогда присаживайтесь за столы и выполните это задание.

(Дети садятся за столы и выполняют задание)

Воспит.: Молодцы, и с этим заданием вы справились, и получаем еще один кусочек радуги, ну что отправляемся дальше? И у нас на карте остается последний фиолетовый остров, и цифра 7. Отправляемся? (Да)

Воспит.:А здесь пираты нам оставили вот какое задание «Задания на сообразительность»

Встаем в круг Я вам буду каждому кидать мячик и задавать вопрос, а вы мне обратно кидать мячик с ответом. Готовы?

— сколько выходных в недели?

-Какой день недели после понедельника?

-Спим мы ночью, а делаем зарядку…?

-Сколько углов у квадрата?

-Соседи числа 3?

-Сколько огней у светофора?

-Солнце светит днем, а луна…?

-Сколько цветов у радуги?

-Соседи числа 5?

-Зимой солнце тусклое, а весной…?

-Ужинаем мы вечером, а спим…?

— Молодцы, ребята, вот мы собрали все кусочки радуги, теперь нам нужно отправиться в группу, собрать радугу и отдать попугаю Кеше.

— В группу возвращаемся тоже с чистоговоркой

«Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка, ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла»

Вот мы с вами и приплыли обратно в группу, давайте соберём радугу по цвету о отдадим Кеше

— Кеша, рад? (Рад)

-Ребята, а Кеша приготовил нам подарок, вот этот диск с мелодиями которые слушают жители его островов и говорит, что мы можем нарисовать «Музыкальный рисунок» (нетрадиционная техника рисования) аудиозапись соловьиной трели в сочетании с классической мелодией Ф.Шуберта «Серенада»

Ребята, а ведь музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий-прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.

— Результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.

-А, прежде чем нам закончить занятие, давайте вспомним наш стих:

«Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга

На травушку шелковую, на речку бирюзовую,

На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок

Мы радугу искали по островам шагали, все сложные задания выполняли.

В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья!»