Итоговое занятие по математике «Путешествие на остров Чудес».

Автор: Тамахина Елена Николаевна

Образовательное учреждение: МДОУ «Детский сад № 5 «Радуга»

Населенный пункт: г. Зеленокумск, Ставропольский край

Тема: Итоговое занятие по математике «Путешествие на остров Чудес» в подготовительной группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель:обобщить знания, полученные в течение года

Программное содержание

Обучающие задачи:

Продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить название геометрических фигур.
Закрепить знания о последовательности дней недели.
Упражнять в ориентировке во времени, закрепление знаний определения времени по часам.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:

Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, решение конструктивных задач, работа с часами, состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, мольберт, сундук, учебник по математике, мяч.

Демонстрационный материал: 5 листов с названиями островов и геометрическими фигурами ( Сообрази, Подумай, Тик-так, Цифроград, Остров Чудес); ватман с цифрами от 1 до 16 — (в виде корабля); круг с точками, 10 прищепок с цифрами, ватман с 3 реками разной ширины, названия рек (Глубокая, Тихая, Быстрая), цифры от 1 до 10, линейка

Раздаточный материал: лист с циферблатами, листы в клетку для математического диктанта, листок с цифрами для сравнения, карандаши, счетные палочки.

Ход занятия.

Сегодня нам в группу пришло письмо от Феи из страны Математики. «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи!»

Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Скажите, на чем можно отправиться в путешествие по морю? ( Лодка, катер, корабль) .

А на чем мы с вами отправимся в путешествие, узнаем, если соединим цифры от 1 до 16.(Дети соединяют цифры).

Мы поплывем на корабле. Но прежде чем плыть, нам нужно собрать штурвал, но он необычный. Нужно прищепку с цифрой прикрепить к краю круга с количеством точек, соответствующим этой цифре.

Прошу всех занять свои места.

Воспитатель: Итак, отправляемся. Начинаем отсчёт от 10 до 0.

( хоровой счёт от 10 до 0)

Воспитатель: Отдать швартовые! Машина, полный вперед! И вот мы уже в море.

( включается магнитофон «Звуки моря» ).

Ребята, на наш корабль опустился густой туман, а чтобы он рассеялся, нужно правильно ответить на вопросы:

— Какой день недели сегодня?

— Какой день недели был вчера?

— Какой день недели будет завтра?

— Назовите первый месяц весны

— Назовите второй месяц лета

— Сколько дней в году?

— Какой день недели между понедельником и средой?

— Какой день недели до вторника?

— Сколько ушей у двух мышей?

— Сколько хвостов у трех котов?

— Какие части суток вы знаете?

— Сколько часов в сутках?

Молодцы, вы верно ответили на вопросы и туман рассеялся. Отправляемся дальше! (Включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 8, дети подходят и берут по одной карточке. У кого цифра 6 и больше нее – стать справа от воспитателя, а у кого цифра меньше 6 – стать слева /дети с воспитателем проверяют правильность выполненного задания/

Вопросы к детям: «Почему ты стал справа, слева от меня?»

Чтобы отправиться дальше, нам нужно правильно поставить математические знаки между числами. У каждого своё задание. Когда вы поставите знак, поменяйтесь друг с другом и проверьте, правильно ли ваш товарищ справился с заданием.

Работа со счетными палочками:

Положите перед собой 10 красных палочек. Как можно одним словом назвать 10? (Один десяток)

Положите под ними 8 синих палочек.

Сколько всего палочек вместе синих и красных? Как на письме записывается число 18? (сначала пишутся десятки, потом единицы)

Вижу остров! Остров «Тик-так». (Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)

— Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь определять время по часам, чтобы не опоздать на урок.

Садитесь за стол, перед вами лист с циферблатом. Отметьте на первом циферблате 4 часа, на втором – 7 часов, на третьем – 12 часов. Какое время показывают у вас часы посередине (7 ч.), справа от них ? (12 ч.) слева? (4 ч.) Почему стрелки на последних часах показывают на 12?

Воспитатель: Ребята, на нашем корабле есть запас еды и питья. Несколько кувшинов с водой разбились. Чтобы пополнить запасы пресной питьевой воды надо наполнить новые кувшины. В чем меряют жидкие предметы?

Дети: В литрах.

Но вот беда, наш трап может только выдержать 10 литров воды. Как в двух ведрах можно принести 10 литров воды? Воспитатель: Ребята, а зачем нам запасы воды?

Почему морскую воду нельзя пить?

Дети: Соленая, грязная.

Молодцы! Теперь нам хватит пресной питьевой воды до конца нашего путешествия!

Физкультминутка:

Море очень широко (Дети широко разводят руки в стороны).

Море очень глубоко (Приседают, коснувшись ладонями пола).

Рыбки там живут, друзья! (Выполняют упражнение «рыбка»).

А вот воду пить – нельзя (Разводят руки в стороны, приподняв плечи).

Задачи-загадки на смекалку.

Молодцы! Плывем дальше! (включается магнитофон «Звуки моря»),

В наше море впадает 3 реки. Помощью линейки измерьте их ширину. Маркером рядом с ней напишите её ширину.

Известно, что Быстрая река уже Тихой, но шире Глубокой. Нужно подписать названия рек.

Вот мы и приплыли к острову Чудес! Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:

2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево.

Кто же охраняет этот остров? (Собачка.)

Вы справились с заданием, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, а вот и сундук с сокровищем?

Воспитатель: Осталось открыть крышку сундука, но на ней висит замок. Надо разгадать код замка!

-Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 9. Какое число я задумала?

Дети: Вы задумали число 8

Вот мы и нашли сокровища. Давайте откроем

Открываем сундук, а там учебник математики. Дети, это очень важная книга. По ней вы научитесь решать задачи, примеры. Это будет ваш учебник в школе. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле.

(включается магнитофон «Звуки моря»)

Итог

Ребята, вам понравилось путешествовать? А какие задания вам показались самыми трудными?

Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня справились со всеми заданиями, и поставьте себе оценку.

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.