Итоговый НОД по подготовке к обучению грамоте.

Автор: Попова С.А.

Образовательное учреждение: МДОУ Детский сад № 25 «МАЯЧОК»

Населенный пункт: г. Саратов, Саратовская область

Тема: Итоговый НОД по подготовке к обучению грамоте (старшая группа).

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 07.04.2019

Цель: Закрепление знаний полученных в течение года.

Задачи:

1.Образовательная задача — закрепить умение различать понятия «звук» и «буквы», умение находить нужный звук в слове; упражнять в изменении слов (один-много), в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений; формировать устную речь детей.

2.Развивающая задача — развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; развивать внимание.

3.Воспитательная задача — воспитывать чувство взаимопомощи, любовь к родному языку.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: игра

Оборудование: модель дерева, на котором висят карточки с изображением букв, картинки, магнитная доска, рисунок «УТОЧКА» (найди букву), таблица слогов, развивающая игра «Волшебные шнурочки», на каждого ребенка — фишки, сюжетные карточки, шнурочки.

Предварительная работа: настольная игра «Говорящая азбука», дидактическая игра «Буквы».

Ход занятия:

Ребята, мы с вами в течение года хорошо трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.

Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо.

Сегодня мы будем работать, и играть с этим необычным деревом.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем.

А что? (Буквы).

Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.

Много с буквами хлопот, уж такой они народ.

Справитесь ли вы с заданиями? Тогда начинаем.

Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.

БУКВА «А»

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой – маленький
Тяжелый – легкий
Жара — холод
Грязный – чистый
Говорить – молчать
Добро – зло
Ложиться – вставать.
БУКВА «О»

Дидактическая игра «Один – много». Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его в множественное число.

Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
Дети садятся за столы.

БУКВА «П»

Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение».

Ребята, вспомните из чего состоят предложения? (Из слов). Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.

Наступила весна.(2)
Саша рисует красную машину.(4)
Посадил дед репку.(3)
На столе лежат картинки. Дети составляют предложения по картинке.

Дети встают, подходят к столам на которых изображены схемы предложений. Воспитатель предлагает детям разделиться на команды. Каждая команда составляет предложение по схеме. После выполнения задания, дети садятся за столы.

БУКВА «И»

Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.

Цветы стоят на вазе.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
Физминутка.

«Медведь по лесу бродит» (с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания).

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

(Изображать, как медведь достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый.

(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)

А пчелы налетают, сердятся,

Жужжат, медведя прогоняют.

(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!

(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

(Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

(Сесть на место, положить руки под щеку.)

БУКВА «С»

Дидактическое упражнение «Сколько слогов». Воспитатель произносит слова, дети говорят, сколько слогов в слове.

Кукла, мяч, кубики, машина, юла.
Каким, словом можно назвать все эти предметы? Игрушки.

На доске таблица со слогами. Воспитатель предлагает детям составить из слогов слова.

Муха, Саша, шары, утка, каша, мука, ноша, норы.
Ребята, скажите, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).

Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).

Гласные тянутся в песенке плавной,

Могут заплакать и закричать

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть

Но не могут они петь.

БУКВА «Р»

Дидактическое упражнение «Найди звук». Я прочту скороговорки, в которых один звук будет звучать чаще других.

В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

А теперь давайте поиграем. Посмотрите на наше дерево. На нем спрятались буквы (А, О, У, Ы, Н, С, Ш, Х, К, Л, М, П, Р,Т, Н.)

Ребята, давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами на нашем дереве.

Дидактическое упражнение «Гласный или согласный». Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.

Игра «Волшебная шкатулка». В шкатулке лежат волшебные шнурочки , из которых дети делают буквы.

Подведение итогов.

Что понравилось?
Какие задания были сложными?

Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие результаты. И за хорошую работу вы заслужили медали.