Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам.

Автор: Егорова Светлана Владимировна

Образовательное учреждение: МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина

Населенный пункт: г. Калининград, Калининградская область

Тема: Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 10.04.2019

Цель – Научить различать глаголы по лицам.

Ход урока:

Ввод в тему.
Учитель читает текст, записанный на доске.

Мальчик Васенька у окошка сидит

И тихонько ногой шевелит.

Вот к окошку подходят друзья,

Предлагают они соловья.

«Я все вижу», — он им ответ дает.

И тихонько птицу он себе берет.

Ну, а птица непростая,

Знает больше попугая.

Говорит она ему: « Я не знаю,

Почему решил меня ты приютить,

Коль уж так, тому и быть,

Надо тайну мне открыть.

У. Разделите глаголы из этого стихотворения на группы.

Д. Здесь есть глаголы в форме настоящего, прошедшего времени и неопределенной форме.

У. Приведите примеры.

Д. Предлагают (что делают?) – настоящее время.

-Быть (что делать?) – неопределенная форма глагола.

— Решил (что сделал?) – прошедшее время.

У. Выпишите только глаголы в форме настоящего времени, укажите вопрос. Приведите один пример устно.

Д. (Что делает?) сидит.

Во время работы хожу по классу, смотрю в тетради. Детям, которые допустили ошибку, задаю вопрос: какие глаголы вы написали?

У. Птичка молвила такое словцо,

В нем загадка и разгадка.

Итак, слово лицо.

Что это такое? У кого или у чего может быть лицо?

Д. Лицо – это часть головы. Лицо – это имеется в виду человек.

Работа по развитию речи.
Показываю детям запись на доске.

Лицо – особа, человек.

Часть головы человека. Лицо ткани (противоположное – изнанка).

Лицо здания (фасад), лицо монеты.

У. Посмотрите, какое любопытное слово – сколько разных предметов оно обозначает. А я предлагаю прочитать следующие выражения. Они меня очень заинтересовали, поэтому я хочу с вами поделиться.

С лица воду не пить.

Я тебя выведу налицо (расскажу всю правду) Не ударить в грязь лицом.

— Как вы понимаете эти выражения?

— Придумайте ситуацию, когда можно их использовать.

Д. Женя, завтра контрольная, не ударь в грязь лицом.

— Этот мальчик плохой. Почему ты так решил? Он некрасивый! Так с лица воду не пить.

3. Тема урока.

У. Посмотрите, какой замечательный русский язык! Сколько нам может рассказать одно слово! Но и это еще не все тайны этого слова. Вот, например, глаголы в форме настоящего времени имеют лица. Понаблюдайте.

Прочитайте текст, записанный на доске.

Я иду, и ты идешь,

А навстречу нам идет прямо по речке теплоход.

Мы идем, они идут,

Вы идете рядом тут.

— Глаголы имеют три лица. Но здесь у слова лицо другое значение – это не какая-то персона, а определенный человек.

— Вот я (показываю на себя); вот мы (показываю на себя и на класс) – это 1-е лицо, когда человек говорит о себе. Я с другом пошел гулять. 2-е лицо. Ты, вы – когда мы обращаемся к собеседнику. 3-е лицо: он, она, оно, они – когда говорим о тех людях, которых нет с нами сейчас. А теперь приведите примеры.

Дети приводят примеры.

— Давайте попробуем с вами составить таблицу. Первое, что мы узнали?

Д. Глагол имеет три лица.

— Глагол может изменяться по числам.

У. Докажите с помощью конкретного примера, запишите его на доске.

Я несу, и мы несем.

Ед.ч. мн.ч.

— Молодцы! Возьмем глаголы составляю и учу. Мы же с вами составляем таблицу и учимся определять лицо глаголов.

Запись таблицы.

1-е лицо я — составляю, учу.

2-е лицо ты – ешь-, -ишь-.

3-е лицо – он – ет, -ит-.

Мы – ем-, -им-.

Вы – ете-, -ите-.

Они – ют, -ат-.

— Что вы заметили?

Д. Окончания изменяются.

У. Откройте учебник на стр.87, прочитайте правило. Какой делаем вывод?

Д. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

У. А теперь проспрягайте два глагола ждать, лежать сами.

— Окончания выделяем вместе, когда делаем проверку.

— Сейчас я предлагаю другое задание. Я буду называть глагол, а вы должны его записать, выполнив условие.

На доске: дует, ревет, стучит, воет, свистит, качает, срывает.

Я читаю написанные на доске глаголы и к каждому называю условие.

Дети отвечают на вопрос учителя, используя таблицу.

У. Как будет звучать глагол дует в форме 2-го лица ед.числа?

Д. Дуешь.

У. Как будет звучать глагол ревет в форме 3-го лица мн.числа?

Д. Ревут.

У. Как будет звучать глагол стучит в форме 1-го лица мн.числа?

Д. Стучим.

У. Как будет звучать глагол воет в форме 2-го лица мн.числа?

Д. Воете.

4. Работа по развитию речи.

У. К какому существительному можно отнести эти глаголы?

Д. К ветру.

У. Составьте и запишите предложения с этими глаголами и существительным. Самостоятельно выполните упр.№141 стр.88 (часть 2).

5. Домашнее задание (упр.№143 стр.88).

6. Итог урока.