Автор: Штаборова Наталья Викторовна
Образовательное учреждение: МБДОУ детский сад №131 «Радуга»
Населенный пункт: г. Архангельск, Архангельская область
Тема: Конспект ООД в средней группе «Наблюдение за улиткой».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 03.04.2019
Цель: способствовать накоплению и обогащению представлений у детей среднего дошкольного возраста об образе жизни улитки.
Программное содержание: Познакомить детей с домашней улиткой. Выявить особенности внешнего вида, образа жизни, питания. Развивать зрительное восприятие через рассматривание улитки, диалоговую речь через ответы на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование: улитка в пластиковом контейнере, набор картинок по каждой особенности улитки, мольберт, магниты, кора дерева, аудио сопровождение.
Содержание организованной деятельности детей:
1.Организационный момент.
В.: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им и друг другу, чтоб у нас было хорошее настроение весь день.
Дети здороваются с гостями.
2 Сюрпризный момент.
В дверь раздается стук и входит Незнайка с коробкой в руках.
Н.: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Ответы детей.
Н.: Я пришел к вам в гости с…
В.: Сейчас мы вместе узнаем больше об улитке, а поможет нам в этом дерево знаний. Но к нему нужно добраться.
Н.: Я вас отвезу. Садитесь в мой паровозик.
Дети с Незнайкой под музыку едут на паровозике.
Н. Вот мы и приехали к дереву знаний. …
Незнайка отрывает листик с дерева.
Н. : Ой, а тут что-то написано!
В.: Давай мне я прочитаю. Как называется домик, который носит на себе улитка?
Ответы детей.
В.: Правильно, раковина. Она очень крепкая, чтобы защищать улитку от врагов. Улитка может укрываться в ней полностью, если ей угрожает опасность. А какие опасности могут угрожать улитке? Ответы детей.
В.: Улитка не может переехать в другой домик. Она рождается вместе с раковиной и растет вместе с ней.
Н.: Можно мы её потрогаем?
В.: Можно, нужно трогать очень осторожно, чтобы не напугать её.
Незнайка вместе с детьми трогает раковину улитки.
В.: какая на ощупь раковина улитки? Мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Ответы детей.
В.: Правильно, ребята. Давайте, теперь потрогаем раковины других улиток.
Незнайка с детьми рассматривают и трогают раковины неживых моллюсков.
В.: Раковина улиток выполняет опорную функцию. У нас с вами есть для этого кости. Давайте потрогаем себя за руки. А у улитки нет костей, для этого у неё есть раковина.
Вывешиваем картинку с раковиной на доску.
Н.: Давайте отправимся дальше.
Дети с Незнайкой снова двигаются на паровозике под музыку.
Н.: Ой, тут еще листик с надписью. Прочитайте нам.
В.: Для чего улитке нужны рожки? Ответы детей.
Н.: Наверное, чтобы бодаться с другими улитками.
В.: Нет, Незнайка. К неё две пары рожек. Первая пара очень маленьких рожек это усики, которыми она нюхает. А чем нюхаете вы? Ответы детей.
В.: Вторая пара рожек это глазки. Ими она смотрит. Глазки улиток находятся на стебельках.
Н.: А зачем ей такие глазки?
В.: Ребята, когда вы хотите посмотреть назад, или в стороны вы, поворачиваете голову. Наша голова поворачивается за счет шеи. У улитки нет шеи. Но у неё есть стебельки, которыми она может вращать в разные стороны и видеть что происходит вокруг неё.
Н.: А можно её потрогать за глазки?
В. Нет. Никому не понравиться, если его будут трогать за глаза.
Вывешиваем картинку на доску.
Н.: Давайте отправимся дальше.
Дети с Незнайкой снова двигаются на паровозике под музыку.
Н.: Ой, тут еще листик с надписью. Прочитайте нам.
В.: Как двигается улитка? Ответы детей.
В.: Правильно, она ползает. Давайте посмотрим.
Дети с Незнайкой наблюдают за движением улитки по стеклу.
Н.: А где у неё ноги?
В.: Ребята сколько у вас ног? У кошки? Ответы детей
В.: А у улитки одна нога. Посмотрите, когда она ползет она выделяет слизь. На стекле видны слизистые дорожки. Такая слизь им нужна для того, чтоб ей было легко ползти по разным поверхностям. И еще слизь защищает её от ран.
Воспитатель дает кусочки коры детям.
В.: Вот вам кусочки коры, проведите по ним ладошкой. Что вы ощущаете? Легко ладошке скользить по коре? Ответы детей
В.: Если бы у улитки не было слизи, ей было бы больно ползти, и она могла бы повредить свою тонкую кожу.
Н.: Она наверно очень быстро ползает потому что скользит.
В.: Давайте проверим. Мы отметим полоской где сейчас стоит улитка. И побегаем….
Вывешиваем картинку на доску.
Н.: Давайте отправимся дальше.
Дети с Незнайкой снова двигаются на паровозике под музыку.
Н.: Ой, тут еще листик с надписью. Прочитайте нам.
В.: Чем питается улитка? Ответы детей.
В.: Улитка травоядное животное. Питается травой, любит есть листья салата, деревьев, кустарников. А как она кушает? Ответы детей. А как кушаем мы? (жуем пищу). У улитки нет таких зубов как у на. Но у неё есть много зубчиков на язычке с помощью которых она перетерает пищу.
Н.: Как это у неё получается?
В.: Незнайка попробуй натереть с помощью терки огурец. Только будь очень аккуратен.
Незнайка трет на терке огурец.
В.: Точно также, улитка перетерает свою пищу.
Вывешиваем картинку с теркой на доску.
Рефлексия.
В.: Ребята, какое чудо-животное мы сегодня узнали?
Что еще вы про неё узнали?