Автор: Матвиенко Любовь Николаевна
Образовательное учреждение: МКОУ «Новогремяченская СОШ»
Населенный пункт: с. Новогремяченское, Воронежская область
Тема: Конспект открытого урока в 1 классе по чтению.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цели: Знакомство с произведением Ю. Ермолаева «Лучший друг», формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.
Задачи:
1.Совершенствовать навык чтения целыми словами.
2.Способствовать формированию умений анализировать поступки героев произведений.
3. Способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к друзьям.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные:
Выделять и формулировать познавательную цель;
Определять тему и главную мысль текста.
Регулятивные:
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Личностные:
Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
Воспитывать в детях доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование: презентация, колонки, компьютер, ромашка со словами, раздаточный материал для групп.
Ход урока
Слайд 1
Организационный момент.
Приветствие гостей.
Ученик: Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Ученица: Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
— Давайте покажем, что вы уже настоящие ученики. (Зачитываю стихотворение, дети отвечают).
В школу вы пришли УЧИТЬСЯ.
Не лениться, а ТРУДИТЬСЯ.
Работать как? СТАРАТЕЛЬНО.
А слушать как? ВНИМАТЕЛЬНО.
Если хочешь отвечать… РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!
Если спросят? НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!
Актуализация знаний.
Слайд 2 В давние – предавние времена небо по ночам было совсем тёмным. На нём совершенно не было звёзд, кроме одной крошечной звёздочки.
Она жила высоко в небе, и когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совсем одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет.
Однажды отправилась звёздочка на землю к одному старому мудрому человеку, живущему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу — настолько мне одиноко». Старый человек знал, каково это – чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются весёлые песни…
Ему понравилась маленькая звёздочка. А так как он был очень — очень мудрым, он пообещал, что поможет ей. Сначала старик пошёл в свою хижину и взял блестящий чёрный волшебный мешок. Он открыл его и достал множество сверкающих звёзд.
Слайд 3 Один взмах руки – и по всему ночному небу засияли тысячи ярких звёзд.
«Смотри — ка, — сказал старик, — это ли не прекрасно? Теперь на небе много звёзд. Это твои братья и сёстры. Ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать для тебя ещё кое — что.
Слайд 4 Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чём – то необыкновенном твоё изображение». Он щелкнул пальцами – и изображение маленькой звёздочки раз и навсегда запечатлилось на земле.тарик помо
— Почему старик помог звёздочке?
-Как вы думаете, почему я рассказала эту легенду?
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.
— Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Откройте учебники на стр. 29 и прочитайте его название.
Слайд 5
Предположите, чему будут посвящены произведения этого раздела?
— Полистайте страницы раздела, и посмотрите, с какими произведениями познакомитесь.
— Чему мы будем учиться, чему мы научимся, работая над этим разделом?
Дети читают учебные задачи в учебнике на стр.29.
— Откройте страницу 30. Прочитайте первый вопрос, который задает нам учебник.
Мозговой штурм.
Вопрос 1: знаешь ли ты, что такое дружба?
Вопрос 2: умеешь ли ты дружить и дорожить дружбой? А что значит дорожить дружбой?
Вопрос 3: а задумывался ли ты над тем, кто может быть другом?
Прочитайте последний абзац со слов: «Хорошими, верными друзьями…»
— Откройте стр. 30. В конце страницы дана рубрика, в которой представлены книги для чтения.
— Давайте прочитаем, какие произведения советуют нам для домашнего чтения (дети читают). Как думаете, о чем эти книги? Вы можете прочитать самостоятельно эти книги и потом рассказать, что вы узнали, что поняли нам, своему классу, другу, родителям.
Сообщение темы и цели урока.
— Прочитайте название и имя автора первого произведения раздела. Сформулируйте тему урока.
— Какова цель нашего урока?
Ориентировочный этап
– Рассмотрите иллюстрации к рассказу с.31-32
– Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Слайд 6
Речевая разминка.
Чистоговорка.
Тра-тра-тра –
Веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать –
В играх надо уступать.
Ись-ись-ись –
С другом не дерись.
Бро-бро-бро –
Делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно –
Я с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру –
Мы закончили игру.
Слайд 7
Потешка.
Шли с базара индюки,
Потеряли куль муки,
Индюки заплакали,
А козёл — дружочек
Подобрал кулёчек.
То-то рады индюки,
Ждут дружка на пироги.
-Прочитайте с соблюдением интонации.
Слайд 8
Скороговорка.
Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.
Разыгрывание ситуации примирения.
После ссоры можно помириться. Даже придумали для этого специальные стихи, которые называются мирилками (читают заранее подготовленные дети). (Дети выходят из-за партии повторяют за читающими).
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Прикоснитесь ладошками друг к другу. Почувствуйте тепло рук друзей, будьте готовы всегда протянуть руку помощи своим друзьям.
Знакомство с произведением.
— Можно начать знакомство с нашим рассказом. Слайд 9
Слушание.
Слайд 10
Анализ произведения.
— Вам понравился рассказ?
— Вы можете назвать героев рассказа? Кто это?
— Чьи поступки вы считаете хорошими? А чьи нет?
Поисково-исследовательский этап
А сейчас читаем рассказ по цепочке, по одному предложению.
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. А вы так делаете? (ответы детей)
Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. Почему рассердился Коля? (Что Вова взял самокат его)
«Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Вы согласны с Колей, что чужие вещи брать нельзя? А нужно ли сразу в драку лезть? Можно ли как-то по-другому решить эту проблему? (ответы детей: Можно спросить почему Вова так поступил)
Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. Какое чувство испытывает Коля? (Злость, ярость, раздраженность)
А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
Почему же все — таки Коля задал такой вопрос? (Коле стало стыдно за свои мысли, потому что Вова назвал лучшим другом)
Слайд 11 Физкультминутка для глаз.
1) Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной : « Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».
2) Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т.е. задумайтесь.
3) погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.).
4) закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух». Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.
Слайд 12
Практический этап
– Кто же герои нашего рассказа? (Коля и Вова, друзья.)
Докажите, что они друзья. (Вова представил Колю Игорю как своего лучшего друга.)
– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля. (Чтоб чужие вещи без спроса не брал».)
– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок. («Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку.)
– Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? (Потому что плохо думал про своего друга и хотел его побить)
– Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»? (ответы) (Потому что Коля смог сдержать свою злость, когда Вова назвал его лучшим другом. Коля понял, что значит лучший друг, тот, кто не будет злиться на друга.)
Работа над проектной задачей в группах.
У каждой группы своё задание.
Слайд 13
Дайте характеристику главному герою рассказа Коле.
Прочитайте задание.
Перед вами герой рассказа «Лучший друг» Коля. Обсудите в группе и выберете подходящие характеристики, каким был Коля до слов Вовы, и каким стал, когда мальчик назвал его лучшим другом.
был
злой
жадный
обидчивый
грубый
стал
добрый
находчивый
внимательный
заботливый
2) Соберите из выбранных вами слов таблицу.
3) Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные качества, и ученика, который оценит работу группы.
Народная мудрость – из предложенных пословиц, выбрать пословицы о дружбе к теме урока «Лучший друг»
Прочитайте задание.
Перед вами пословицы. Обсудите в группе, какие пословицы подойдут к нашему рассказу «Лучший друг».
С людьми браниться – никуда не годится.
Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
Без беды друга не узнаешь.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Где лад, там и клад.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные пословицы, и ученика, который оценит работу группы.
«Ромашка дружбы» — ребята выбирают качества лучшего друга из предложенных.
1) Прочитайте задание.
Перед вами «Ромашка дружбы». Обсудите в группе, какими качествами должен обладать лучший друг.
2) Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные качества, и ученика, который оценит работу группы.
«Законы Дружбы» — из предложенных правил ребята выбирают законы дружбы.
1) Прочитайте задание.
Перед вами правила. Обсудите в группе, какие правила можно отнести к «Правилам дружбы»
Правила:
Не обманывай друга ни в чём.
Не предавай своего друга.
Не бегай по классу.
Не перебивай взрослых.
Береги учебники, мебель.
Один за всех, и все за одного.
Помоги друзьям в беде.
2) Соберите из выбранных вами правил «Законы Дружбы».
3) Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные правила, и ученика, который оценит работу группы.
Защита групп.
Работа в паре.
Следующее задание вы будете выполнять в паре. Достаньте из конверта героев сказок и разделите их на 2 группы: влево отложите тех, кого можно назвать друзьями, а вправо – кого вы не назовёте этим словом.
— Кто хочет рассказать, как вы разложили героев сказок и почему? Учащиеся высказывают свои предположения.
Рефлексивно-оценочный этап
1)Итог.
— Какую цель мы поставили в начале урока? Мы ее выполнили?
2) Рефлексия.
Слайд 14
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
— Я надеюсь что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей, стараться не обижать их и не сердиться самим.
— Ребята, вы можете с помощью мимики и жестов показать своё настроение. Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши. Спасибо всем за работу на уроке.