Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Автор: Козлова Мария Владимировна

Образовательное учреждение: ГБОУ лицей г. Сызрань

Населенный пункт: г. Сызрань, Самарская область

Тема: Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 07.04.2019

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число.
Я вам сейчас прочту выражения, а вы их продолжите.
«Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят

(Водой не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

(Окажешь медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова.

Поют, кто в лес, (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни (уши вянут).

— Как называются эти выражения?

— А что такое фразеологизмы?

— Для чего они нужны?

— Верно, запишите эти фразеологизмы к себе в тетрадь.

III. На доске записаны 2 фразеологизма, но они перепутаны. Найди их.

2. Язык без каша в костей голове.

Язык без костей. Каша в голове.

— Верно, молодцы.

— А что значит эти выражения?

— Вот посмотрите, а что будет если из этого устойчивого выражения убрать одно слово?

— Смысл сохранится?

— Верно, значит какой вывод мы можем сделать?

— Что фразеологизм – это целостная конструкция и нельзя ничего убирать из него. Иначе смысл будет иной.

— Запомните, фразеологизм нельзя разбивать на отдельные слова.

— Хорошо, переходим к следующему заданию.

3. Прочитайте предложение, замените его подходящим по смыслу фразеологизмом.

Наступили тёплые осенние деньки. / нос повесил, медвежья услуга, сломя голову, белые мухи, бабье лето.

— Какое предложение получилось?

— Наступило бабье лето.

— Верно. Когда в октябре устанавливаются тёплые деньки, говорят, что наступило старое бабье лето. Т.е., тёплые дни ушли глубоко в осень.

— Запишите это предложение.

— А сейчас сделаем разбор этого предложения.

— Помним, что мы с вами говорили о том, что фразеологизм это целостная конструкция, её нельзя делить.

— О чем или о ком говорится в предложении?

— Что? – бабье лето. – Это подлежащее.

— Бабье лето что сделало? – наступило. Это сказуемое.

— Хорошо.

Каждая группа получила конверты, они у вас на столе. В них спрятаны карточки с заданиями. Что нужно сделать?

— Выразите прочитанное выражение при помощи фразеологизма. Выполните разбор предложения.

1 группа

Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным. (вышел сухим из воды).

2группа

Серёжа бежал очень быстро. (сломя голову)

3 группа

Мы радуемся тёплым осенним денькам. (бабьему лету.)

— У вас каким членом предложения является, а увас? Ит.д.

— Значит какой вывод мы можем сделать?

— В предложении фразеологический оборот чем является? ( И главным и второстепенным может быть)

IV. Запишите фразеологические обороты девочки — со словами синонимами, а мальчики со словами – антонимами.

Ум за разум заходит, из огня да в полымя, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим.
Нет худа без добра, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, от мала до велика.
V. Соедините фразеологизм со словом – синонимом.

Ворон считать

надоедать

Витать в облаках

Молчать

Зарубить на носу

Мечтать

Язык проглотить

Запомнить

Мозолить глаза

бездельничать

— Хорошо, верно.

— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Фразеологический зоопарк».

Один представить от команды подходит к о мне и достает из моего сундучка один предмет. И спокойно садится на место.

— Ваше задание

Записать фразеологические обороты с этим предметами, вам дается 3 минуты.

Медведь, кот, курица(свинья)

VI. А сейчас откройте свои конверты.

У вас лежат два листа, на одном листе написано 1 слово, а на другом фразеологизмы. Каждая группа должна выбрать только те фразеологизмы, в которых есть их общее слово.

1группа : нос

Задирать нос

Вешать нос

Водить за нос

Зарубить на носу

Клевать носом

Не видеть дальше своего носа

Остаться с носом

Держать нос по ветру.

2 группа – уши

Держать ухо востро

Пропустить мимо ушей

Покраснеть до ушей

Медведь на ухо наступил

Развесить уши

Навострить уши

Слышать краем уха

Прожужжать все уши

Ушки на макушке.

3 группа – язык

Язык проглотил

Прикусить язык

Найти общий язык

Сорваться с языка

Язык не поворачивается

Развязать язык

Не сходить с языка

Острый на язык

Язык до Киева доведет

Тянуть за язык

Держать язык за зубами.

— Зачитайте, что у вас получилось.

VII. Рассмотрите какие фразеологизмы изобразили наши художники на рисунках. Угадайте, что это за фразеологизмы.

Итог урока.

Паспорт.

Фразеологизм – это устойчивое выражение.

Служит для создания красивого и меткого изречения.

В предложении может играть как главную, так и второстепенную роль.