Автор: Козлова Мария Владимировна
Образовательное учреждение: ГБОУ лицей г. Сызрань
Населенный пункт: г. Сызрань, Самарская область
Тема: Конспект урока по русскому языку в 4 классе.
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 07.04.2019
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число.
Я вам сейчас прочту выражения, а вы их продолжите.
«Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят
(Водой не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
(Окажешь медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова.
Поют, кто в лес, (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни (уши вянут).
— Как называются эти выражения?
— А что такое фразеологизмы?
— Для чего они нужны?
— Верно, запишите эти фразеологизмы к себе в тетрадь.
III. На доске записаны 2 фразеологизма, но они перепутаны. Найди их.
2. Язык без каша в костей голове.
Язык без костей. Каша в голове.
— Верно, молодцы.
— А что значит эти выражения?
— Вот посмотрите, а что будет если из этого устойчивого выражения убрать одно слово?
— Смысл сохранится?
— Верно, значит какой вывод мы можем сделать?
— Что фразеологизм – это целостная конструкция и нельзя ничего убирать из него. Иначе смысл будет иной.
— Запомните, фразеологизм нельзя разбивать на отдельные слова.
— Хорошо, переходим к следующему заданию.
3. Прочитайте предложение, замените его подходящим по смыслу фразеологизмом.
Наступили тёплые осенние деньки. / нос повесил, медвежья услуга, сломя голову, белые мухи, бабье лето.
— Какое предложение получилось?
— Наступило бабье лето.
— Верно. Когда в октябре устанавливаются тёплые деньки, говорят, что наступило старое бабье лето. Т.е., тёплые дни ушли глубоко в осень.
— Запишите это предложение.
— А сейчас сделаем разбор этого предложения.
— Помним, что мы с вами говорили о том, что фразеологизм это целостная конструкция, её нельзя делить.
— О чем или о ком говорится в предложении?
— Что? – бабье лето. – Это подлежащее.
— Бабье лето что сделало? – наступило. Это сказуемое.
— Хорошо.
Каждая группа получила конверты, они у вас на столе. В них спрятаны карточки с заданиями. Что нужно сделать?
— Выразите прочитанное выражение при помощи фразеологизма. Выполните разбор предложения.
1 группа
Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным. (вышел сухим из воды).
2группа
Серёжа бежал очень быстро. (сломя голову)
3 группа
Мы радуемся тёплым осенним денькам. (бабьему лету.)
— У вас каким членом предложения является, а увас? Ит.д.
— Значит какой вывод мы можем сделать?
— В предложении фразеологический оборот чем является? ( И главным и второстепенным может быть)
IV. Запишите фразеологические обороты девочки — со словами синонимами, а мальчики со словами – антонимами.
Ум за разум заходит, из огня да в полымя, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим.
Нет худа без добра, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, от мала до велика.
V. Соедините фразеологизм со словом – синонимом.
Ворон считать
надоедать
Витать в облаках
Молчать
Зарубить на носу
Мечтать
Язык проглотить
Запомнить
Мозолить глаза
бездельничать
— Хорошо, верно.
— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Фразеологический зоопарк».
Один представить от команды подходит к о мне и достает из моего сундучка один предмет. И спокойно садится на место.
— Ваше задание
Записать фразеологические обороты с этим предметами, вам дается 3 минуты.
Медведь, кот, курица(свинья)
VI. А сейчас откройте свои конверты.
У вас лежат два листа, на одном листе написано 1 слово, а на другом фразеологизмы. Каждая группа должна выбрать только те фразеологизмы, в которых есть их общее слово.
1группа : нос
Задирать нос
Вешать нос
Водить за нос
Зарубить на носу
Клевать носом
Не видеть дальше своего носа
Остаться с носом
Держать нос по ветру.
2 группа – уши
Держать ухо востро
Пропустить мимо ушей
Покраснеть до ушей
Медведь на ухо наступил
Развесить уши
Навострить уши
Слышать краем уха
Прожужжать все уши
Ушки на макушке.
3 группа – язык
Язык проглотил
Прикусить язык
Найти общий язык
Сорваться с языка
Язык не поворачивается
Развязать язык
Не сходить с языка
Острый на язык
Язык до Киева доведет
Тянуть за язык
Держать язык за зубами.
— Зачитайте, что у вас получилось.
VII. Рассмотрите какие фразеологизмы изобразили наши художники на рисунках. Угадайте, что это за фразеологизмы.
Итог урока.
Паспорт.
Фразеологизм – это устойчивое выражение.
Служит для создания красивого и меткого изречения.
В предложении может играть как главную, так и второстепенную роль.