Автор: Квашнина Наталья Анатольевна
Образовательное учреждение: БМАДОУ №39
Населенный пункт: г. Березовский, Свердловская область
Тема: Конспект занятие по познавательному развитию «Перелетные птицы».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Цель: Продолжить формирование знаний детей о характерных признаках весны и перелетных птицах.
Задачи:
Обучающие:
— Расширить знания детей о птицах.
— Закрепить знания о перелетных птицах.
— Закрепить обобщающие понятия.
— Формировать умения составлять описательный рассказ
— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Оборудование:
—Плакат с изображением природы, перелетных птиц;
—Презентация по теме: «Перелетные птицы»;
—Конверты со схемами;
—Запись с голосами птиц;
—Д/игра «Четвёртый лишний»;
— Раскраски.
Ход занятия:
Организационный момент:
Чтение стихотворения С. Маршака
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Сейчас у нас какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц?
— Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.
( Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).
ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Воспитатель: Каких вы птиц знаете? (Ответы)
Воспитатель. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).
Воспитатель. Найдите зимующих птиц и назовите их. (Выполняют)
Воспитатель. Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему этих птиц называют перелётными?
ДЕТИ: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы улетают осенью?
ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же интересно птицы летят до нас? — Могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 1,2,3).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей) (слайд 4)
— Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)
2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 5)
— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).
— Отгадайте следующую загадку.
3. Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (Ласточка) (слайд 6) (включается аудиозапись).
4. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту (Аист) (слайд 7) (аудиозапись).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что общее есть у всех птиц?
(дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца (плакат).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо! Давайте поиграем!
Физкультминутка: По лесу мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы вправо, влево)
Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели (поднимаем голову вверх)
Птички в гнездышках сидят (приседают)
Птички по небу летят (взмахивают руками)
И по кочкам скачут (подпрыгивают на месте)
И никто не плачет (улыбаются)
Познавательно-исследовательский этап.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, чем весной занимаются птицы?
-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. (пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
ДЕТИ: Строят птицы гнезда.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда?
ДЕТИ: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями (слайд 8). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам — выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя. (слайд 9)
Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле. (слайд 10)
Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. (слайд 11). Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
ДЕТИ: Отложить яйца, вывести птенцов.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называются птенцы?
Дидактическая игра «Назови птенцов».
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
Дидактическая игра « Четвертый лишний? ( по картинкам)
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
Береги природу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по картинкам – символам).
ДЕТИ:
— Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
— Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
— Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
ДЕТИ:
Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Мы никогда не услышим их чудных песен.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Теперь вам понятно, почему говорят: Птицы — наши помощники и друзья
Завершающий этап.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?
— О каких перелётных птицах мы говорили?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
— Молодцы! А сейчас я вам хочу каждому раздать картинку-раскраску с перелетной птицей.