Конспект занятие «Перелетные птицы».

Автор: Квашнина Наталья Анатольевна

Образовательное учреждение: БМАДОУ №39

Населенный пункт: г. Березовский, Свердловская область

Тема: Конспект занятие по познавательному развитию «Перелетные птицы».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: Продолжить формирование знаний детей о характерных признаках весны и перелетных птицах.

Задачи:

Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Формировать умения составлять описательный рассказ

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Оборудование:

—Плакат с изображением природы, перелетных птиц;

—Презентация по теме: «Перелетные птицы»;

—Конверты со схемами;

—Запись с голосами птиц;

—Д/игра «Четвёртый лишний»;

— Раскраски.

Ход занятия:

Организационный момент:

Чтение стихотворения С. Маршака

На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Сейчас у нас какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц?

— Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.

( Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).

ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Воспитатель: Каких вы птиц знаете? (Ответы)

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

Воспитатель. Найдите зимующих птиц и назовите их. (Выполняют)

Воспитатель. Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему этих птиц называют перелётными?

ДЕТИ: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему птицы улетают осенью?

ДЕТИ: Потому что становится холодно и нечем питаться.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как же интересно птицы летят до нас? — Могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 1,2,3).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (соловей) (слайд 4)

— Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 5)

— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).

— Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину (Ласточка) (слайд 6) (включается аудиозапись).

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту (Аист) (слайд 7) (аудиозапись).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что общее есть у всех птиц?

(дети по очереди рассказывают)

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца (плакат).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо! Давайте поиграем!

Физкультминутка: По лесу мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы вправо, влево)

Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели (поднимаем голову вверх)

Птички в гнездышках сидят (приседают)

Птички по небу летят (взмахивают руками)

И по кочкам скачут (подпрыгивают на месте)

И никто не плачет (улыбаются)

Познавательно-исследовательский этап.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, чем весной занимаются птицы?

-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. (пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?

ДЕТИ: Строят птицы гнезда.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда?

ДЕТИ: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями (слайд 8). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам — выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя. (слайд 9)

Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле. (слайд 10)

Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. (слайд 11). Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

ДЕТИ: Отложить яйца, вывести птенцов.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называются птенцы?

Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

ВОСПИТАТЕЛЬ: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

Дидактическая игра « Четвертый лишний? ( по картинкам)

ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль

Береги природу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по картинкам – символам).

ДЕТИ:

— Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

— Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

— Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

ДЕТИ:

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Мы никогда не услышим их чудных песен.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Теперь вам понятно, почему говорят: Птицы — наши помощники и друзья

Завершающий этап.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

— О каких перелётных птицах мы говорили?

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

— Молодцы! А сейчас я вам хочу каждому раздать картинку-раскраску с перелетной птицей.