НОД по обрывной аппликации в старшей группе.

Автор: Иванова Светлана Николаевна

Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Медвежонок»

Населенный пункт: г. Надым, Ямало-Ненецкий АО

Тема: НОД по обрывной аппликации в старшей группе.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 04.04.2019

«Парят ласточки в небе»
Цель: Уточнить представление о перелетных птицах, условиях их жизни учить детей. Осваивать приёмы работы с ножницами (вырезать округлые силуэты, вырезать одинаковые элементы из бумаги, сложенной гармошкой; освоить приём симметричного вырезания), определять сюжетную композицию, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей, развивать чувство композиции,

Задачи:

Развивающие: развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.
Образовательные: продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.
Демонстрационный материал: ноутбук, слайды с весенним пейзажем, весенними приметами и перелетными птицами на экране мультимедийного проектора, образец, выполненный воспитателем.
Материалы к занятию: лист бумаги А4 голубого или фиолетового цвета, кусочек бумаги черного цвета, шаблоны ласточек, ножницы, клей, карандаш.

Ход ОД

Организационный момент:

— Ребята, утром по дороге в сад я нашла конверт. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём – загадки. Давай почитаем первую загадку.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (Весна)

— О каком времени года говорится в письме?

Наступила весна, а какая она?

Дети: Долгожданная, теплая, радостная, шумная, звонкая, солнечная, зеленая, добрая, ласковая.

Воспитатель: Какие изменения происходят весной? Давайте с вами посмотрим и назовем весенние приметы. (Воспитатель обращает внимание детей на экран мультимедийного проектора, вместе с детьми проговаривает весенние приметы). Солнце светит ярче и теплее, снег темнеет и тает, бегут ручьи, появляются первые проталины, а на них первые цветы – подснежники, просыпаются лесные звери и насекомые от зимней спячки, с юга возвращаются птицы.

Воспитатель: Как же мы называем птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются обратно?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим , ребята, перелетные птицы! Когда становится холодно, пропадают насекомые, птицы улетают в теплые края. А весной возвращаются в родные края, чтобы свить или поправить свои гнезда, высидеть и выкормить своих птенцов. А каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Скворцы, грачи, соловьи, журавли, лебеди, ласточки, аисты, стрижи, дикие утки, чижи, цапли.

(Показ слайда с перелетными птицами).

Молодцы! Посмотрите, они все такие разные! Лебедь, например, белая, грач – черный, утка – коричневая. Но что у них у всех общее? Что есть у всех птиц?

Дети: У всех птиц есть туловище, голова, хвост, два крыла, две лапки, клюв.

Воспитатель: А чем же покрыто тело птиц?

Дети: Тело птиц покрыто перьями.

— Ребята, тут в конверте еще загадка:

Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется ….

Дети: Ласточка

Воспитатель: Правильно, ребята! (Слайд с изображением ласточки в полете, как на образце работы). Какая она красивая, не правда ли?

Дети: Да!

Воспитатель: У нее длинный хвост с глубоким разрезом в форме вилки, изогнутые, длинные, острые крылья. Лепит свое гнездо ласточка из глины, и один раз поселившись в него, возвращается в свое гнездовье из года в год много лет подряд. Питается ласточка насекомыми: мухами, кузнечиками, сверчками, стрекозами, жуками, а ловит она их в полете. Ее пение напоминает щебет, который заканчивается трелью.

Ребята, а у меня появилась идея – я предлагаю вам отправиться в творческую мастерскую, чтобы самим создать такую прекрасную птицу. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Но прежде чем отравиться туда, мы сейчас с вами дружно встанем, образуем круг, вокруг себя обернемся, в ласточек превратимся и полетим!

Физминутка «Ласточка».

Ласточки летели (дети бегут по кругу имитируя полёт птиц)

Все люди глядели.

Ласточки садились (дети приседают, руки за спиной, как бы складывают крылья)

Все люди дивились.

Сели посидели.

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивают руками)

Полетели, полетели.

Песенки запели.

Инструкция воспитателя по подготовке деталей к аппликации (сопровождается показом)

Воспитатель: (демонстрирует образец своей работы на доске). Одну такую ласточку я для вас уже сделала. И хочу поделиться с вами секретом создания этой птицы. Слушайте внимательно! Для того чтобы у вас получились такие же красивые ласточки, в нашей творческой мастерской для каждого из вас имеются распечатанные ласточки. Нам нужно их вырезать и приклеить с помощью клея в центр нашего листа. Она летит высоко в небе и мне хочется дополнить его белыми, перистыми, воздушными облаками и для этого я сложу белую бумагу втрое, нарисую облако и вырежу. У нас получилось 3 облака. Приклеила их на наши листочки, красиво распределив. Дальше обрываю черный лист бумаги на мелкие кусочки и обклеиваю мою ласточку. Окрас оперенья ласточки очень красив, как и у всех птиц. Грудку и нижнюю часть головы оставляем белой, а верхнюю часть головы, крылья и хвост – обклеиваем кусочками бумаги черного цвета. Раз хвост у ласточки длинный, значит, про нее можно сказать, что она длиннохвостая птица. Какая птица, ребята, повторите все вместе?

Дети: Длиннохвостая.

Вот теперь моя ласточка готова. Ребята, ей очень грустно одной. Вы сделаете для нее друзей, чтобы ей стало веселее летать в небе?

Воспитатель приглашает детей занять места за столами.

Воспитатель: Наши пальчики сейчас будут трудиться, поэтому давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика

Весна. Перелётные птицы.

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-( Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж- (Скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют».)

Давайте вспомним, как мы аккуратно умеем работать клеем: наносим его кистью, тонким слоем на обратную сторону детали, прикладывать намазанной стороной к листу бумаги, плотно примакивая салфеткой.

Воспитатель: Теперь приступайте к работе.

Воспитатель обращает внимание детей на поэтапное выполнение работы, размещенное на доске. Напоминает порядок действий.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

Что интересного мы узнали о ласточке?

У нас получилось сделать для нее друзей?

А как вы думаете, для чего нужны птицы?

Надо ли охранять и беречь птиц? (Ответы детей)

А что для этого нужно делать?

Дети: Делать скворечники, кормушки, не разорять гнезда, не стрелять по ним из рогатки.

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали и отлично потрудились в нашей мастерской! Молодцы!

Использованная литература:

Т.С. Комарова «Комплексные занятия по изобразительной деятельности. Средняя группа от 4 до 5 лет». – Волгоград: Учитель, 2017. – 107с.

Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа». – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 144с.