Организация целостной жизнедеятельности класса.

Автор: Шабаринова Ирина Владиславовна

Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №9

Населенный пункт: г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема: Организация целостной жизнедеятельности класса.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 05.04.2019

Цель: Создание условий для формирования социальных умений у школьников, т.е. способов и средств, для познания и деятельности в мире, обществе, среди людей.

Задачи: – создание условий для взращивания и осознания детьми своего социального опыта и возможных границ его применения;

– построение индивидуальной и коллективной деятельности в полном цикле: постановка цели, анализировать ситуации, планирование и проектирование, анализ результатов;

– развитие умения ориентироваться в пространстве, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия и поведение;

– развитие умения действовать по алгоритму, умения самому составить алгоритм новой деятельности

– создание образовательных ситуаций для построения коммуникации с другими людьми – вести диалог в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата;

– создание условий для понимания, создания, сохранения, изменения уклада жизни малой группы, класса.

Условия для развития многих социальных умений, уже должны создаваться в начальной школе с тем, чтобы в процессе взросления ребенок их наращивал.

Чтобы обеспечить решение поставленных задач необходим отход от традиционной воспитательной системы. Модель учебно – воспитательного процесса, предлагаемая в данных социальных проектах, условно названа «целостной жизнедеятельностью». Прежде всего – это деятельностная модель. Определяющим в ней является не объем знаний, который необходимо сообщить детям, а многообразие деятельностей, включение в которые позволяет ребенку наращивать и развивать социальные и предметные способности. При этом строится целая жизнь или квази – жизнь класса: учеников, педагогов и родителей. И вся эта жизнь есть поле для возникновения образовательного пространства, как в предметных областях, так и вне их. Внеурочная деятельность строится как цепь игр – проектов, в каждой из которых происходит переплетение образовательных и воспитательных целей вокруг реальной или игровой проблемы.

Возникают вопросы: чем же руководствоваться при отборе материала, как выстраивать деятельность учащихся вокруг этого материала.

Мы исходим, прежде всего, из представления о содержании развивающего образования, приоритетами которого являются продвижения ребенка, связанные с универсальными умениями. Именно для этого осуществляется переход к целостной жизнедеятельности – закладывание возможностей такого продвижения в организуемую деятельность. Разворачиваемая деятельность должна быть многоплановой, давать возможность разным детям включаться в нее, опираясь на свои индивидуальные способности, осуществлять выбор характера деятельности, роли, темпа, партнеров для кооперации и т.д. Тогда можно говорить не о направленном формировании у всех детей определенных социальных умений, а об индивидуальном выращивании социальных умений, причем внутри широкого спектра. Учитель должен представлять, какие умения или их блоки могут наращиваться в организуемой деятельности.

Откуда берутся темы игр–проектов?

Главными критериями выбора таких тем–сюжетов должны быть широта предоставляемых возможностей, учет возрастного аспекта, значимость темы для конкретных детей. Употребляя термин «игра–проект», мы имеем в виду, что для ребенка эта деятельность является проектной постольку, поскольку он может включиться в совместную проектную деятельность с учителем и родителями. По мере взросления и в зависимости от индивидуальных склонностей ребенок берет на себя все большую долю ответственности за проект. Начиная такое движение в начальной школе, учащийся готовится к самостоятельному проектированию в старшей школе.

Сама проектная форма организации воспитательного процесса является условием для развития ряда социальных умений. Каким бы ни был проект, значительное время тратится на работу, которая приучает выделять и удерживать общие цели, ближние и стратегические планы, обосновывать свой выбор, увязывать свои интересы с общим контекстом. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что при такой системе большинство детей в той или иной степени способно к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов, материалов и т.д. Они хорошо ориентируются в многообразной жизни школы, вступают в деловую кооперацию, способны планировать свою деятельность на более или менее длительные сроки.

Очень важно, что целостная жизнедеятельность разворачивается в едином поле класса (или разновозрастной группы), как в едином смысловом поле. Оно дает возможность выстраивать отношения «Я и другие» на основании общей значимой деятельности, поддерживать заинтересованность ребенка в работе другого. В общем поле происходит расширение коммуникативной сферы за счет включения, помимо товарищеского, делового общения и их сближения.

Социализация ребенка в условиях общей жизнедеятельности идет не по линии его подчинения традициям и правилам, а в постоянном созидании условий этой жизнедеятельности. Это активирует его инициативу, дает простор конструктивному проявлению индивидуальности, учит соотносить свои замыслы и интересы с чужими, дает опыт нормотворчества.

В игре–проекте актуализируются имеющиеся у детей знания и умения и складываются проблемные ситуации, мотивирующие ребенка на добывание новых знаний.

Специфика каждого отдельного проекта, кроме того, направлена на развитие иных социальных умений