Открытый урок в 3 классе «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

Автор: Лисакова Анна Николаевна

Образовательное учреждение: МАОУ «Гимназия № 25 г. Благовещенска»

Населенный пункт: г. Благовещенск

Тема: Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

Дата публикации: 28.03.2019

Ход урока

1.Организационный момент.

СЛАЙД 1 Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минуткой своей дорожи!

— Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давай те подарим друг другу хорошее настроение и улыбки. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.

Садитесь.

СЛАЙД 2.Проверка домашнего задания.

— Ребята, а с каким интересным заданием по литературному чтению вы вчера ушли домой? (найти и выписать пословицы)

— Всем удалось справиться с заданием? (да)

— Напомню, что задание это было еще и творческим. Вам нужно было оформить пословицы в виде ягодок. У всех на столах замечательные ягодки, покажите их, а у меня есть кузовок. Только вот незадача… Он пуст… Давайте наполним мой кузовок вашими ягодками. Но не забывайте, что ваши ягодки не простые, а волшебные. Ведь на обратной стороне записаны пословицы о труде.

Прочитайте друг-другу в группе и я соберу их в кузовок

3.Работа над новым материалом.

СЛАЙД 3 А теперь послушайте мою пословицу: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

— Как вы ее понимаете?

— Подумайте и скажите! О чем эта пословица (о труде)

— Правильно! Молодцы! Кладем и ее наш кузовок.

— Ребята, а кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока?

— Откроем учебник на стр 127, дома вы знакомились с этим произведением

СЛАЙД 4 — Поставим перед собой цели:

— познакомиться с автором;

— понять смысл рассказа, его основную мысль;

— сравним героев и их поступки;

— сделаем вывод.

— Ребята, а кто является автором этого произведения?

СЛАЙД 5 -Автор произведения – Борис Викторович Шергин

СЛАЙД 6 А над биографией писателя вы поработаете в группах

Годы жизни и семья писателя
Увлечения писателя
Образование
Произведения автора

Б.В.Шергин – русский писатель. Родился в 1896г, в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» — за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. В дальнейшем, окончив художественное училище, многие сои книги оформлял сам. Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.

Борис Викторович Шергин (16 (28) июля 1893, Архангельск — 31 октября 1973, Москва) — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.
Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 г. (по архивным данным; указание самого Шергина на 1896 — мистификация). Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.
В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903-1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).

В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

Первая публикация — очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Сегодня утром получила посылку, когда шла в школу, давайте посмотрим, что в ней.

— В посылке какие-то вещи. Давайте разберемся кому они принадлежат? (вещи достаются по порядку)

1 — папка с чертежами.

— Наверно она принадлежит какому-то важному человеку. Ведь в папке эскизы, чертежи.

— Как вы думаете, чья она? (мастера)

2 – очки, клубок со спицами.

— А это чьи вещи? (бабушки)

3 – альбом.

СЛАЙД 7 — Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 127.

— Посмотрите внимательно на картинку в учебнике. Как вам кажется, кто изображен на картинке? (мастер)

— Опишите его. — Хорошо. Молодцы!

— А как ведет себя мальчик?

— Бабушка довольна происходящим в мастерской?

Сегодня мы разберем это произведение и ответим на вопрос

СЛАЙД 8 «Какой урок дал мастер мальчику Мите?»

— Прежде чем начать читать, проведем речевую разминку.

СЛАЙД 9 4.Речевая разминка. В группах!

(речевая разминка на листках у каждого ребенка на парте)

5.Работа над текстом.

— Давайте напомним друг другу некоторые правила:

— каким должно быть чтение? (выразительным, неторопливым)

— что нужно делать, если в тексте встретились незнакомые слова? (нужно попытаться объяснить их смысл)

— Ребята, а как вы думаете, легко ли пересказывать все произведение целиком? (нет, нелегко)

— Для облегчения пересказа, текст можно разделить на части и озаглавить каждую часть.

— По ходу чтения мы с вами разделим текст на части и к каждой части подберем свое название.

— Название каждой части у вас появится на полотне, в виде плана.

— Но это еще не все! Когда мы с вами будем выполнять разные интересные задания и успешно с ними справляться, то ваши белые листы превратятся в расписное полотно. В конце урока вы увидите эту красоту.

— Я сейчас начну читать, а вы слушайте внимательно, ведь вам нужно будет найти ответ на главный вопрос. Вспомним его.

— Кто сможет повторить вопрос? («Какой урок дал мастер Мите?»)

— Я начну читать, а вы внимательно следите и будьте готовы выполнять мои задания.

Текст читает учитель.

— Какие незнакомые слова выделены в 1 части текста? (штукарное и малярное дело)

— Давайте посмотрим их значения в словарике на странице 217 учебника.

— Кто владеет штукарным и малярным ремеслом? Мы можем ответить на этот вопрос уже в начале произведения? (да, Ванина бабушка)

— А какая она бабушка? Найдите ответ в тексте на странице 124.

(добрая, уважительная, любит малышей)

— Как вы понимаете слово красовито?

— А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела»)

— Можем ли мы так озаглавить I часть этого произведения? (да)

Найдите у себя лист с этим названием, разместите на полотне.

— Итак. Первая часть нашего плана – «Мастер малярного дела».

— Продолжим чтение (читает Фадей).

— Какие 2 пословицы встретились в тексте? («Работа любит не молодца, а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают»)

— Как вы их понимаете?

-Значит эти пословицы тоже о труде?

— Я их заранее оформила в виде ягодок и теперь мы их так же отправляем в наш кузовок.

О чем нам рассказывает 2 часть произведения?

— Кем же работает Митя? (Митя – художник)

— Можем ли мы так озаглавить вторую часть? (можем)

— Итак II часть получает название – «Митя – художник». Отметим это на доске в нашем плане.

— Ребята, а давайте предположим, какую еще историю мог рассказать о себе Митя бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и неопытным работником? Все ли у него получалось?

— Давайте проверим наше предположение. Продолжим чтение III части. И узнаем, что же случилось однажды с Митей.

Продолжает чтение ученик.

— Успевал Митя выполнить работу к сроку? (нет)

— Что ему мешало закончить работу во время? (лень)

— Найдите строки, подтверждающие что Митя ленился. (стр. 126)

— Оправдал Митя доверие? (обманул)

— Как назовем III часть? (обманутое доверие)

— Хорошо. Третья часть – «Обманутое доверие».

— А теперь нам пора немного отдохнуть.

6. Физминутка.

7. Продолжение работы с текстом.

— Давайте вспомним, какой вопрос я задала вам перед началом чтения произведения? (какой урок дал мастер Мите?)

— Мы уже можем на него ответить? (нет)

— Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в IV части.

Продолжает чтение ученик.

— Вернитесь на страницу 127.

— Нашли ли вы в тексте ответ на вопрос «Какой урок дал мастер Мите?» (да, зачитают отрывок)

— Как можно озаглавить 4 часть? («Урок мастера»)

— Итак, 4 часть – «Урок мастера».

— А какая еще пословица о труде вам встретилась? («Глаза страшатся, а руки делают»)

— Как вы ее понимаете?

— Мы можем поместить ее в наш кузовок? (да)

— Какие вы молодцы! Посмотрите, понемногу, по чуть-чуть и мы с вами и набрали полный кузовок пословиц. И нам осталось только справиться с последним заданием.

— В начале урока мы предположили, что на картинке на странице 124 учебника изображен мастер.

— Кто же это на самом деле? (Митя-художник)

— Бабушке нравился Митя? (да)

— За что? (У Мити «золотые руки»)

— Как вы понимаете эти слова?

— Как можно назвать V часть нашего произведения?

— Предложите свои варианты. Много хороших вариантов. Свой выбор мы остановим на – «Золотые руки».

— Посмотрите ребята на доску. Мы с вами составили план нашего произведения.

— Давайте его зачитаем:

I часть – «Мастер малярного дела»

II часть – «Митя – художник»

III часть – «Обманутое доверие»

IV часть – «Урок мастера»

V часть– «Золотые руки»

— Этот план поможет вам при подготовке домашнего задания.

— Ребята! И меняем последнюю полоску на цветную. Посмотрите что же у нас получилось! Красивое, расписное полотно – столешница.

— Давайте вспомним то слово, которое раньше употребляли старики в давние времена — «Красовито». Можно сказать так – «Красовито выглядит наша столешница!»

8. Закрепление пройденного.

— Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

— Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

— А можно ли название рассказа отнести и к нам? (да)

— Почему? (мы тоже собирали по ягодке и набрали кузовок)

— Можно ли эти слова назвать мудрыми, «золотыми»? (да)

— Они пригодятся нам в нашей жизни? (да)

— Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?

— познакомиться с автором;

— понять смысл рассказа, его основную мысль;

— составить план рассказа для краткого пересказа текста;

— сравним героев и их поступки;

— сделаем вывод.

— Как вы думаете мы достигли всех целей? (да)

Вывод:

— Дорогие ребята! Воспитывать себя всегда очень не просто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают это делать с детства. Дайте учиться доброте, взаимопониманию, вежливости, умению трудиться сообща, а в этом нам помогут «золотые слова».

9. Рефлексия.

— И подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке.

— У меня в руках небольшая анкета с вопросами. Читайте и отвечайте на них.

1. Было интересно не очень нет

2. Было все понятно не очень нет

3. Я работал активно не очень пассивно

4. Оцениваю себя на «пять» «четыре» «три»

В заключение урока оцените свое настроение. Выберите тот смайлик который вам сейчас ближе по настроению и прикрепите его на доску. (оценить настроение по настроению смайликов)

10.Домашнее задание.

Дома по плану составьте краткий пересказ произведения.

Урок окончен!