Автор: Ляпина Светлана Александровна
Образовательное учреждение: МКДОУ «Детский сад № 29»
Населенный пункт: п. Зауральский, Челябинская область
Тема: Организованная непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию. «Построим дом для трёх поросят».
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: формировать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования; закрепить свойства и качества кирпича и дерева, металлочерепицы и шифера через опытно-экспериментальную деятельность; учить анализировать, сравнивать, делать умозаключения; развивать логическое мышление; стимулировать познавательную активность детей; воспитывать умение действовать в коллективе.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие: совершенствовать навык ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко; развивать речевое дыхание; закреплять умение образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени
Социально-коммуникативное развитие: познакомить детей с профессией «архитектор», «эксперт»; воспитывать уважительное отношение к окружающим; формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности; формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
Физическое развитие: повышать умственное и физическое развитие работоспособности и предупреждение утомления организма.
Материалы и оборудование:
Домик из соломы, домик из прутьев, коробка со словом «склад», строительная каска, два набора плоскостных деталей: брёвна, кирпичи, фундамент, металлочерепица, шифер, окна.
На каждого ребёнка: кирпич, деревянный брусок, металлочерепица, шифер, гвозди, ёмкости для воды, лейка с водой, ткань, бумага, целлофановый пакет.
Ход НОД:
Организационный момент:
— Ребята, посмотрите все на меня. Давайте, с вами сделаем домик из ладошек, поделимся своим теплом друг с другом и будем называть свои имена. Мои ладошки будут фундаментом. (дети кладут свои ладони на ладони воспитателя и называют свои имена, строят домик). Посмотрите, какой замечательный получился домик.
— Ребята, посмотрите у нас ещё стоят два домика. Из какой сказки эти домики? Только не забывайте, нужно отвечать полным ответом. (ответы детей).
— А как зовут этих поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
— А что произошло в сказке с домиками? (ответы детей).
— А давайте проверим, может они разлетелись только в сказке?
Дыхательная гимнастика: (напоминаю детям, когда дуем на домик, не нужно надувать щёки) Но сначала мы с вами проговорим стихотворение:
«Дуем – дуем, сильно дуем.
Дуем мы старательно,
Дом соломенный мы сдуем,
Сдуем обязательно!»
(Дети дуют сначала на соломенный домик, а потом на домик из прутиков).
— Ребята, вы потратили одинаково силы, чтобы сдуть домики? На какой вы домик больше потратили сил? (ответы детей).
— Вспомните, из какого материала был построен домик у Наф-Нафа? (ответы детей).
— Чтобы построить дом его нужно придумать. Ребята, а вы знаете, кто такой архитектор? (ответы детей). Правильно, это человек, который придумывает различные сооружения, постройки. Давайте проговорим это трудное слово (проговариваю с каждым ребёнком).
— Мы с вами будем архитекторами и выберем строительный материал для прочного дома. Предлагаю детям сесть за столы.
— Дети сядьте за столы. Сегодня мы с вами будем экспертами: эксперт- это человек, который проверяет материал на прочность. Давайте все вместе скажем, кем мы будем с вами сейчас? ( хоровые ответы детей). Но сначала нам нужно подготовиться. Воспитатель достаёт строительную каску.
— Ребята, а для чего эта каска? (ответы детей).
— Давайте посмотрим, какие материалы у нас лежат на столе и не пригодятся нам для строительства дома? Но нужно доказать, почему мы их должны убрать. (ответы детей). Эти материалы будем убирать в коробку – это у нас будет склад.
— А сейчас мы с вами рассмотрим материалы, которые остались лежать на столе. Давайте вместе с вами решим, какой материал мы будем использовать для строительства стен. Я предлагаю экспертам проверить материал на прочность. (Дети проверяют и сравнивают дерево и кирпич: гвоздём царапают, бьют молотком – на прочность. При помощи воды проверяют как быстро намокает, тонет материал. Проверяют на ощупь тёплый или холодный материал, лёгкий или тяжёлый). А теперь нужно решить какой материал мы с вами будем использовать при строительстве крыши. Снова дети проводят те же манипуляции только с шифером и металлочерепицей).
— Мы с вами выбрали прочный, лёгкий и тёплый материал для строительства дома. Давайте повторим из какого материала мы будем строить дом. (ответы детей).
— Мы так много работали и устали. (Дети вытирают пот со лба, показывают усталость). Я предлагаю подойти ко мне и немного отдохнуть.
Физкульминутка: «Мы строим дом» Т. Хитрова
Мы строим дом, мы строим дом.
Смотрите: стены, окна, крыша…
Дети поочередно ставят правую и левую руки на пояс, поднимают к плечам, вытягивают вверх, соединяют над головой ладони («крыша»), затем возвращаются в исходное положение.
Мы строим дом, мы строим дом.
Обхватывают туловище руками, разводят руки в стороны.
Пусть все вокруг об этом слышат.
Снова обхватывают туловище, делая это энергично, слегка похлопывают по туловищу. Возвращаются в исходное положение.
Мы строим дом, он будет нужным.
Смотрите, вот крыльцо и двери…
Поочередно ставят правую и левую руки на пояс, поднимают к плечам, вытягивают вперед, изображая «крыльцо» и «дверь».
Мы строим дом, он будет дружным!
Мы в это очень, очень верим.
Подпрыгивают на месте — ноги в сторону, ноги вместе, — энергично выполняя хлопки над головой.
— Мы с вами отдохнули, я предлагаю разделиться на две команды. И каждая команда подойдёт к своему столу и постарается построить прочный дом для наших поросят. Дети из набора плоскостных деталей «строят» дом на столе.
Подведение итогов:
— Скажите, кем мы с вами сегодня были? (архитекторами и экспертами).
— Ребята, подойдите все ко мне, посмотрите какие дома построили ваши команды. А теперь докажите, почему вы взяли именно эти материалы для строительства дома для поросят? (ответы детей).
— Ребята, вы сегодня построили замечательные дома, были хорошими экспертами и архитекторами.