«Путешествие в страну Звуковичков».

Автор: Натарова Людмила Павловна

Образовательное учреждение: МАДОУ «Яйский детский сад»Кораблик»

Населенный пункт: г. Кемерово, Кемеровская область

Тема: Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Звуковичков».

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цели занятия:

— Закреплять знания детей о звуках.

— Закреплять умение делить слова на слоги.

— Закреплять умение находить место звука в слове ( в начале, в середине, в конце) и называть слова с

заданным звуком.

— Закреплять умение составлять предложение из трёх слов, используя данное слово.

— Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, выделять ударный слог в словах.

— Закреплять навыки образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

— Развивать логическое мышление, речь.

Оборудование:

Доска, указка, столы, стулья, магнитофон.

Демонстрационный материал:

Картинка с изображением лисы; фишки обозначающие согласные и гласные звуки и ударный звук; слоговые домики; картинки с изображением рака, мороженого, самовара, мяч.

Раздаточный материал:

Картинки предметные на каждого ребенка; фишки обозначающие согласные и гласные звуки и ударный звук; тетрадный лист; карандаш.

Методические приемы:

Словесные (беседа, вопросы).

Игровой: «Найди домик», «Найди, где спрятался звук», «Придумай предложение».

Практический: работа за столами.

Ход занятия:

Организационный момент: Дети под музыку входят в групповую комнату, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки и «Доброе утро».

–Доброе утро Елена Анатольевна! (воспитатель «кладет» Доброе утро в ладошку ребенку, стоящему с краю, а он передает дальше и т.д.) А теперь давайте «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки дуют) Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (Включается запись «Голоса птиц») Мы с вами оказались в сказочном лесу. Какие звуки вы слышите? Это голоса птиц. А вы знаете, что мы с вами тоже общаемся звуками? (Наши слова состоят из звуков). Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие в один сказочный город. В этом сказочном городе живут звуки, а зовутся они Звуковички. Войти в этот город может тот, кто знает о звуках всё. Согласны? (Да).

Вот задания, которые приготовили для вас жители этой страны.

1 задание:

«Слоговые домики»

Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? (Ответы детей).

Как называются такие части слова? (Ответы детей). Правильно слогами.

Что бы попасть в страну вам надо выполнить задание.

Воспитатель раздает детям картинки, в названиях которых есть 1,2 или 3 слога. На столах разложены 3 домика с цифрами 1,2,3.

Ребята, посмотрите на домики! Они одинаковые? Чем они отличаются? (в окошках разные цифры).

Это слоговые домики. Каждая цифра в окошке обозначает количество слогов в слове. Я предлагаю вам посмотреть на картинку у вас в руках и определить, сколько слогов в этом слове, а затем положить картинку рядом с нужным домиком. (Дети раскладывают картинки). Садятся за столы.

2 задание:

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными).

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э).

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими).

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим).

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым).

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

3 задание

«Определи место звука в слове»

Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. Вы должны услышать, где находится звук – р (ррак, морроженое, самоварр — в начале слова, в середине слова или в конце слова) и просигналить карточкой.

А сейчас поиграем, кто больше всех знает слов с этим звуком, и определит место звука в слове. «р» река, мороз, двор, карась, рука, рак, узор, мусор, комар, тарелка. ( Отвечающий получает фишку знатока за правильный ответ).

Физическая минутка

Мы ребята – молодцы!

Укрепляем мышцы,

Разминаем пальцы,

Упражнение «Ножницы»

Прыгаем на цыпочках,

Как цыплята пикаем,

Мы глазам поморгаем, и работать продолжаем.

4 задание

«Составь предложение»

Воспитатель выставляет на доске несколько предметных картинок и просит детей составить предложение. При составлении воспитатель дублирует слова рисунком.

Муравей несёт веточку. (Затем заменяет слова).

Белка сушит грибы. (Спрашивает, какие ещё можно составить предложения).

Кошка любит молоко.

Спрашивает, какие ещё можно составить предложения. Правильно отвечающий ребёнок получает фишку.

5 задание

«Звуковой анализ слова «Лиса»

Сколько звуков?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Сколько твёрдых?

Сколько мягких?

Сколько слогов?

Какой слог ударный?

6 задание

Игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель бросает мяч кому-либо и говорит любой предмет одежды. Ребенок должен назвать «маленькую» вещь и вернуть мяч воспитателю. Например: «Платье – платьице, носок – носочек, юбка — юбочка» и т. д.

Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т. п.

Молодцы, ребята. Вы успешно справились со всеми заданиями. Звуковички благодарят вас и награждают медалями «Грамотеи».