«Растительный и животный мир луга».

Автор: Петрова Елена Витальевна

Образовательное учреждение: МБОУ Отрадненская СОШ

Населенный пункт: п. Отрадный, Ростовская область

Тема: Урок окружающего мира «Растительный и животный мир луга». 2 класс.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель урока: создать условия для формирования понятия о луге как природном сообществе с присущими ему флорой и фауной.

Задачи урока:

Организовать познавательную активность детей с целью расширения знаний о растениях и животных луга;
Создать условия для формирования навыка самостоятельной работы с учебным материалом; обмена информацией по заданной теме с использованием наглядного материала, изготовленного собственноручно; умение работать в группе;
Создать условия для формирования экологической культуры поведения;
Организовать работу по развитию общеучебных умений и навыков.
Планируемые результаты обучения.

Предметные:

— учащиеся научатся различать и характеризовать в доступной форме представителей флоры и фауны луга, получат возможность научиться устанавливать связи между объектами данного сообщества;

Метапредметные:

— познавательные: сравнивать различные объекты одного природного сообщества; сравнивать различные природные сообщества, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

— коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания (сообщения о представителях природного сообщества (луг)), правильно общаться в процессе групповой работы; задавать вопросы и отвечать на вопросы, высказывать своё мнение;

— регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей и чужой деятельности.

Личностные:

— выражать готовность поступать в любой ситуации в соответствии с правилами экологического поведения;

— проявлять в конкретных ситуациях бережное отношение к природе и к родине в целом;

— проявлять любознательность, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: предметные картинки с изображением обитателей леса, пресного водоема и болота; заготовки для кроссвордов; учебная таблица «Луг»; репродукция картины А.А. Пластова «Сенокос»; детские рисунки с изображением животных и растений луга, учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» ч. 2, Вентана-Граф 2008-2010г. И рабочая тетрадь к нему.

Ход урока:

Организация класса.
Дети рассаживаются на три группы: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи».

Актуализация знаний.
На столах у детей набор картинок. Каждая группа должна определить, представители какого природного сообщества изображены на картинках.

Клен, пихта, барбарис, вороний глаз, бурундук, тетерев, лось – лес.

Выдра, щука, сом, стрекоза, кувшинка – пресный водоем.

Тритон, лягушка, стрекоза, цапля, рогоз, осока – болото.

Сообщение темы урока.
Дети разгадывают кроссворд и получают ключевое слов «луг».

Кроссворд 1:

Время года между весной и осенью (лето).
Ползун ползет, на себе свой дом везет (Улитка).
Лежит веревка, шипит плутовка, брать ее опасно – укусит. Ясно? (Гадюка)
Кроссворд 2:

1. Он полон сказок и чудес. Зеленый великан – наш… (Лес).

2. Время суток между ночью и днем. (Утро).

3. Зеленая попрыгушка, резвая квакушка, зовут ее… (Лягушка).

Кроссворд 3:

1.В него превращается ленивое и жадное озеро. (Болото).

2. Цветущее растение пресных водоемов. Бывает белое и желтое. ( Кувшинка).

3. Она мечтает стать бабочкой. ( Гусеница).

Давайте определим тему урока. Зачем нам необходимо знать, что растёт и кто обитает на лугу?

Итак, мы отправляемся на луг, чтобы поближе познакомится с его обитателями.

4.Работа по теме.

1) На доске – таблица «Луг». Слушание текста «На лугу» (учебник, стр. 117).

2) Беседа по таблице:

Какие растения растут на лугу: деревья, кустарники или травянистые?

Как вы думаете, есть ли на лугу ярусы? Какие?

Могут ли на лугу обитать крупные животные? Почему?

Каких животных, по вашему мнению, на лугу больше всего?

Знакомимся с обитателями луга поближе. Слово предоставляется «Ботаникам».

3) Учащиеся рассказывают о тысячелистнике, клевере, фиалке трехцветной (стр. 119 уч.), доннике (стр. 120), крапиве и сурепке (стр.123).

Рубрика «А знаете ли вы, что…»

Что тысячелистник не только останавливает кровотечение из носа, но и снижает артериальное давление, повышает аппетит, лечит кожные заболевания и даже укрепляет волосы.
Листья клевера можно использовать в салатах, квасить как капусту ,мариновать; а порошок из толченых листьев, добавленных в хлеб при выпечке, делает его более вкусным и пышным. А еще клевером лечат воспаления, ожоги и снимают головную боль.
Крапива – прядильное растение; из нее делают веревки и грубую ткань (вспомните сказку Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»).
Родней сурепке приходятся пастушья сумка, редис, репа, салат посевной.
А еще на лугу растут (выставляются дополнительные картинки) одуванчик лекарственный, мышиный горошек, василек луговой, пижма обыкновенная, цикорий, живокость, колокольчик, зверобой, а также ядовитый лютик едкий.

4)Рубрика «Картинная галерея» (стр. 122 уч.) и чтение стихотворения И. Токмаковой «Сенокос».

5) Физ. минутка «Самолет».

6)Самая большая группа животных, обитающих на лугу – насекомые. Как отличить насекомых от других животных?

Слово предоставляется «Зоологам».

«Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

Сообщение о бабочках (стр. 125 уч.)

Дополнительная информация: бабочки – очень ценные опылители растений; они переносят пыльцу, перелетая с цветка на цветок, в поисках нектара, которым питаются.

Ученик читает стихотворение М. Ясного «Бабочка»; другой рассказывает по страничке 128 о развитии бабочки; учитель предлагает ребятам рассказ Оли Бобковой «Гусеница» (стр. 130) и просит найти в этом рассказе ошибки.

Ученики выступают с сообщением о кузнечике, пчелах (стр.129), пауках (стр.128).

Дополнительная информация:

Науке известно 20тыс. разных видов пчел;
Жужжат пчелы, благодаря паре маленьких задних крыльев;
Паук – не насекомое. Докажите почему.
На нашей планете обитает 40тыс. видов пауков. Живут они везде, кроме полярных областей. А появились они на Земле 300млн. лет назад.
За час паук создает сеть из 1000 пересечений нити, на которую уходит 22 метра паутины.
Сообщение детей о перепелке (стр. 128 уч.) и мыши – малютке (по доп. литературе).

Дополнительная информация:

Еще на лугу можно встретить таких птиц как желтая трясогузка, коростель, варакушка, белая трясогузка.
7) Посмотрите, какой красивый луг у нас получился! Как много на нем обитателей! Для них луг – родной дом! А для чего луг нужен человеку? (ответы детей).

Луг – очень важная часть природы, поэтому его нужна беречь! Слово предоставляется «Экологам».

Дети разыгрывают сценку (стр. 131 уч.) и читают стихи.

Луг – украшение Земли

И мы беречь его должны!

Гуляешь на лугу – смотри под ноги

И осторожно двигайся вперед.

Не наступи на тех, кто здесь живет,

Дай им уйти с твоей дороги.

Не рви цветов букет огромный –

Завянет он еще в пути.

Оставь же на лугу цветочек скромный,

Ему на воле радостно цвети.

На луг с собою, мой дружок,

Ты не бери большой сачок!

Жуки и бабочки своею красотою

Пусть радуют не только нас с тобою!

5. Итог урока. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие на луг. Что вам особенно запомнилось? Что вы узнали нового и интересного, чему научились?

Оценка работы учащихся.

6. Домашнее задание.

Подготовиться к проверочному тесту по теме «Луг и его обитатели».

Выполнить задания в рабочей тетради – стр. 35-38.