Урок «Бессоюзные сложные предложения»

Автор: Азгибисова Марина Ивановна

Образовательное учреждение: МКОУ Новониколаевская СОШ

Населенный пункт: с. Новониколаевка, Новосибирская область

Тема: Урок «Бессоюзные сложные предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении.»

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Дата публикации: 26.03.2019

Цель урока: систематизировать знания учащихся о постановке тире в
простом предложении и предложениях с прямой речью;
формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП
с тире; производить синонимическую замену предложений;
совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном
предложениях.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Орфографическая разминка.
Дышишь, любящий, едет, борющийся, смотрят, бреющийся, ошибка
исправлена, выполненный, варёные овощи, нахмуренный, вяленая рыба,
стелют, плачете, соленые овощи, копченый, печёный, клеил, надеялся,
глиняный, песчаный, оловянный, экскурсионный, лебединый, журавлиный,
зависел, прочитанный, нескошенный луг.
— С одним из слов составить простое предложение, осложнённое
обособленным определением.
3. Работа по теме «Тире в Бессоюзном сложном предложении».
-В каких случаях ставится тире в простых предложениях?
-Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащие и
сказуемое выражены:
а)существительным или числительным в именительном падеже: Тигр —
животное чрезвычайно красивое, но очень опасное. Дважды два — четыре.
б) инфинитивом: (неопределённой формой глагола): Без дела сидеть —
стареть.
в) один — инфинитивом, другой именем существительным: Для настоящего
музыканта закон — играть часов по шесть подряд в день.
-При обобщающих членах предложения: Картины на стенах, черный рояль,
старинные часы — всё казалось необычным для меня.
— В прямой речи: » Я выстрелил, — продолжал граф, — и, слава Богу, дал
промах».
4. Анализ предложений:
Объяснение постановки тире в БСП. Устно произвести синонимическую
замену сложносочиненными и сложноподчинёнными предложениями:
Настанет вечер — загорятся на небе звезды. (Когда — время).
Май холодный — год хлебородный. ( Если — условие).
Грянул гром — по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (Быстрая смена
событий или неожиданный результат действия).
Джельсамино запел — в окрестных домах повылетали стёкла. (Так что —
следствие).
Посмотрит — рублём подарит. (Словно, будто — сравнение).
Шестнадцать лет прошло — такого со мной не было. (А, но —
противопоставление).
5. Синонимическая замена предложений:
1) Он засмеётся — все хохочут нахмурит брови — все молчат. 2)Я стал звать
хозяина — молчат; стучу — молчат. 3)Ввысь взлетает сокол — жмётся уж к земле.
4) Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал. 5)
Стало светать — можно было рассмотреть отдельные предметы. 6) Стало
светать — можно было рассмотреть отдельные предметы. 7) Костров нельзя
было разводить — так что легли не раздеваясь. 8) Спать долго — жить с долгом.
8) У зайцев шерсть побелела — зима близко.
6.Тренировочные упражнения:
-Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения:
а. Нас охватило чувство страха… (причина).
б. Я давно написал другу письмо…(противопоставление).
в. Раздался удар грома…(быстрая смена событий).
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении: Для
рыбы нужна чистая вода — будем охранять водоёмы.
а. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
б. Предложения рисуют быструю смену событий.
в. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём
говорится в первом.
8.Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору»,
используя бессоюзные сложные предложения:
а. Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям…
б. Не будь многословен…
в. Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными…
9. Прочитайте предложения. Выпишите номера тех, в которых следует
поставить тире (знаки препинания не расставлены):
1. Вдруг я чувствую кто — то берёт меня за плечо и толкает.
2. Давно пора бы каждому свернуть своей дорогою они рядком идут.
3. Большинство сходилось на одном старые законы не годятся.
4.Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.
5. Игнат спустил курок ружьё дало осечку.
6. Ударил сильнейший гром задрожали все окна.
10. Занимательная лингвистика:
Аукцион фильмов:
-Вспомните фильмы, названия которых представляют собой оксюмороны
(сочетания противоположностей):
«Горячий снег», » Мой ласковый и нежный зверь», «Железный поток», »
Зимняя вишня», «Обыкновенное чудо», «Криминальный талант», «Свой среди
чужих, чужой среди своих» и др.
11. Подведение итогов.
-В каком случаях в БСП нужно поставить тире? На какие смысловые
отношения нужно обратить внимание между частями БСП?
12. Домашнее задание.
Выпишите из одиннадцатой строфы четвёртой главы романа А.С. Пушкина
«Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните
грамматические основы каждой части. Определите смысловые отношения
между частями БСП.