«Уроки грамоты».

Автор: Фомина Ирина Александровна

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска

Населенный пункт: г. Алейск, Алтайский край

Тема: Открытое занятие по обучению грамоте «Уроки грамоты». Подготовительная группа.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: Обобщать и систематизировать у детей полученные знания; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки звукового анализа слов; определять гласные, согласные (мягкие, твёрдые, глухие, звонкие); место звука в слове (начало, середина, конец); делить слова на слоги, определять количество слогов.

2. Формировать умение «читать» зашифрованные слова по первым звукам картинок, составлять с этим словом предложение и определять количество слов в предложении.

3. Закреплять умение выделять первый звук в слове, и называть слова определённой звуковой структуры.

4. Развивать фонематическое восприятие, память, логическое мышление, умение отвечать на вопрос полным ответом.

5. Упражнять в умении составлять слова из предложенных слогов.

6. Воспитывать чувство товарищества, доброжелательное отношение, взаимопомощь друг другу и сказочным героям; умение работать в коллективе.

Материал: звуковое письмо, компьютерная презентация со сказочными героями, картинки для определения первого звука в слове, схема предложений, и схема слова, фишки для звукового анализа слов, на ватмане три домика и картинки животных, цветы со слогами, карандаши, маркеры, шкатулка.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!

— Ребята, скажите какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, отличное, весёлое и т.д.). Замечательно!

Давайте встанем в круг, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.

— Всем, всем. Всем удачи!

— Всем, всем, всем радостного настроения! (руки вверху).

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила звуковое письмо. Давайте послушаем от кого оно (звучит кашель).

«Мои дорогие друзья! Скоро вы идёте в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости в мою Волшебную страну знаний! Мне так хочется узнать, чему вы научились на занятиях по развитию речи. В стране знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями – это означает, что вы готовы к школе. А для того, чтобы быстрее продолжить путь, я отправляю вам в помощь своих помощников. В конце путешествия, если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт сюрприз. Я желаю вам удачи! В добрый час!»

Королева знаний.

Воспитатель: Ну, что, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Постараемся выполнить все задания? (да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились.

Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю к экрану.

Слайд № 1. На слайде изображены шесть конвертов.

Воспитатель: Это электронные сообщения. А вы хотели бы узнать от кого они? (Я думаю они от помощников королевы знаний).

Слайд № 2. (На слайде изображена Фея звуков).

Воспитатель: Кто это?

— Это Фея звуков (послание от неё, озвучивает воспитатель).

— Здравствуйте, дорогие ребята!

Я добрая Фея, пришла к вам из сказки. Волшебная палочка есть у меня. Я рада приветствовать всех в этой группе, задание вам приготовила я!

Задание № 1. Игра «Составь предложение».

Воспитатель: Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений). А предложения? (из слов). А из чего состоят слова? (из слогов). А слоги? (из звуков). Чем отличаются буквы от звуков? (звуки слышим и произносим, буквы видим, пишем, читаем). Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие). Чем отличаются гласные звуки от согласных? (ответы).

— Ребята, у вас на столах лежат картинки, нужно по первым звукам составить слово и с этим словом составить предложение. Определить сколько слов в предложении.

— А теперь по схеме предложения составьте предложение из слов.

1. /_ _. 2. /_ _ _. 3. /_ _ _ _.

Воспитатель: Как вы думаете, мы справились с заданием Феи звуков? (на слайде изображён смайлик «класс»).

Воспитатель: — Посмотрим, кто ещё прислал нам письмо?

Слайд № 3. (На слайде учёный гном).

Воспитатель: — Это учёный гном (послание от него).

— Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок

С фонариком и песней

Идёт в лесу ночном

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: — это …(гном).

Задание № 2. Игра: «Нарисуй дорожку животных к домикам».

Воспитатель: — Ребята, отгадайте загадку:

Оно может быть ласковым, может быть грубым.

Оно может быть тихим, может быть громким.

Оно может рассмешить, а может обидеть.

Его можно сказать, а можно взять и написать. (слово).

— Скажите какие бывают слова? (длинные и короткие). Как их отличить? (измерить слогами). Перед вами три домика, с одним, двумя и тремя окошками, надо правильно расселить животных в свой домик.

Воспитатель: — И с этим заданием справились (на слайде смайлик «класс»).

Слайд № 4. (на слайде Знайка).

Воспитатель: — Отгадайте загадку:

Удивляются так дети!

Знает больше всех на свете!

Ты подумай, отгадайка,

Кто же этот мальчик? (знайка).

Задание № 3. «Звуковой анализ слова».

Разобрать слово по звукам (кукла, замок).

А затем по звуковой схеме придумать слова. (с) – синий, (к) – красный.

СКС, СКСК, ССКСК.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. (на слайде смайлик «класс»).

Слайд № 5. (На слайде волшебник).

Воспитатель: (читает послание).

Расскажу вам правду дети:

Есть волшебники на свете

Волшебники все разные,

Совсем разнообразные.

Они без дела не сидят

И сделать всё для вас спешат.

Задание № 4. Игра «Найди пару».

Всем детям раздаются картинки. Внимательно посмотрите на картинку, произнесите слово, определите с какого звука оно начинается. Вы, должны найти себе пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас. (наборы картинок).

Воспитатель: — Молодцы! (на слайде смайлик «класс»).

Слайд № 6. (с изображением Буратино).

Дети: — Это Буратино (послание от него).

Воспитатель: — Я мальчишка деревянный

В полосатом колпачке

Создан я на радость людям,

Счастья ключ в моей руке.

— А сейчас вас ждёт следующее задание, слушайте внимательно.

Задание № 5. Игра «Угадай звук».

Воспитатель: Читает скороговорку:

1. Тридцать три трубача

Трубят тревогу.

2. В бору бобёр и брат бобра

Работают без топора.

— Какой звук очень часто встречается в этих скороговорках. (звук — р -).

Воспитатель: — Сейчас, я буду произносить слова, а вы должны определить место звука в слове (начало, середина, конец) и показать на схеме фишкой.

Слова: река, барабан, комар, радуга, сыр, арбуз, рак, ранец, помидор, торт.

Воспитатель: — Молодцы! (смайлик «класс»).

Слайд № 7 (с изображением мудрой совы).

Воспитатель: — Мудрая сова Анфиса

Знает всё про всех всегда.

На любой вопрос ответит

И подскажет вам она!

Задание № 6. Игра «угадай слово».

На цветках написаны слоги, части цветка по цвету (работа в парах).

(руч – ка, аль-бом, лас – тик, крас – ки, тет – радь).

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием справились (смайлик «класс»).

3. Заключительная часть.

Воспитатель: — Ребята, вот мы и выполнили все задания королевы знаний, а где же сюрприз?

Слайд № 8. (изображены шкатулка и конверт).

Воспитатель: — Смотрите конверт, а в нём лежит подсказка:

— Пройти пять шагов прямо, повернись три влево, хлопни три раза, прыгни четыре раза, закрой глаза и сосчитай до пяти. В это время воспитатель вносит красивую шкатулку, в которой текст грамоты.

«Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и это значит, что вы готовы к школе. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас вновь в стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!! Это первые ваши медали на пути к знаниям» (раздаёт медали).

Воспитатель: Как хорошо быть грамотным на свете

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота – ступенька к свету.

Которую не нужно пропускать.

Спасибо всем за работу!!!