Знакомство с фразеологизмами.

Автор: Стенина Валентина Васильевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Вилегодская СОШ»

Населенный пункт: с. Вилегодск, Архангельская область

Тема: Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цели:

Образовательные: познакомить с понятием «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, образного мышления школьников.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности; воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;
Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы: коллективная, групповая работа, индивидуальная работа учащихся.

Методы: проблемный, исследовательский, практический, наглядный.

1. Актуализация знаний. Мотивация. Открытие темы.

— Сегодня на занятии мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна, о выражениях, которые являются сокровищем русского языка и о высказываниях, которые передаются поколениями.

Мозговой штурм

— Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатые выражения с этим словом:

Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода) (проговариваем вместе все выражения со словом нос: не вешай нос, не задирай нос, не суй нос не в свои дела; со словом уши: уши вянут, не хлопай ушами, не развешивай уши; со словом ветер: ищи ветра в поле, у него ветер в голове, не бросай слов (деньги) на ветер; со словом язык: язык проглотил, у него язык подвешен, тебя не тянули за язык, со словом вода: толочь воду в ступе, набрал в рот воды, вышел сухим из воды)
— показываю слайд с иллюстрациями некоторых фразеологизмов

Работа над содержанием стихотворения

— Прочитайте стихотворение:

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос,

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

— Как поняли смысл данного стихотворения?

— Какие крылатые выражения встретились в этом четверостишии?

(Ученики с помощью учителя пытаются объяснить лексическое значение данных выражений)

— Знаете ли вы, каким словом называют такие выражения? (выслушиваю предположения, соглашаюсь, если учащиеся говорят фразеологизмы , если не знают, даю подсказку на карточке.

Карточка

Словари: орфографический, орфоэпический, синонимов, антонимов, фразеологизмов

толковый, однокоренных слов.

— С каким словарём мы ещё не знакомы? (со словарём фразеологизмов)

2. Целеполагание. Планирование.

— Попробуем определить, чему мы будем учиться на сегодняшнем занятии?

Ответы детей:

— Работать со словарём фразеологизмов;

— Узнаем новые фразеологизмы, постараемся их запомнить;

3.Выполнение действий.

Сейчас проведём мини-исследование.

Работа в группе.

. Я предлагаю каждой группе один и тот же текст для перевода с языка фразеологизмов на привычный нам язык.

-Вы сейчас получите 2 карточки. Одну с текстом, вторую – с этим же текстом, но вместо выделенных слов пропуски. Подумайте над смыслом выделенных фраз и попробуйте их расшифровать, заменить другими словами.

1карточка (отрывок из рассказа Пантелеева «Честное слово»)

Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, оглянуться не успел, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. В нескольких шагах от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, затаив дыхание, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, положа руку на сердце, я подумал, что парень мне морочит голову! Но потом поспешил протянуть руку помощи и стал ломать голову, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать у моря погоды, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику взять себя в руки и не вешать нос. А сам помчался на всех парусах искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.

2. Как-то летом я читал в саду интересную книгу. Зачитался и, _______________, как наступил вечер. Вдруг я услышал детский плач. ___________________ от меня плакал мальчик лет семи. Я подошёл к нему и, ______________________, выслушал рассказ малыша о том, как он дал честное слово мальчишкам стоять на посту, пока его не сменят. Сначала, ______________________, я подумал, что парень мне _____________________! Но потом поспешил______________________________ и стал ____________________, как это сделать. В парке уже никого не было, а стоять и ждать ________________, было бессмысленно. Тогда я приказал мальчику ___________________ и не _______________. А сам ___________________ искать военного, который и освободил моего часового от ночного поста.

3. Самоконтроль, самооценка

После заполнения пропусков в тексте ученикам даётся карточка (для детей, которые не смогли выполнить задание это подсказка, а для тех, кто справился с заданием – это карточка для самоконтроля)

Оглянуться не успел – не заметил

В нескольких шагах – совсем близко

Затаив дыхание – очень внимательно

Положа руку на сердце – искренне, чистосердечно

Морочит голову – обманывает

Протянуть руку помощи – помочь

Ломать голову – думать

Ждать у моря погоды – бесполезно ждать

Взять себя в руки – не расстраиваться

Не вешать нос – не унывать

Помчался на всех парусах – быстро

4. Рефлексия

— Кому задание показалось трудным?

— А кому лёгким?

— А кому интересным?

-Вспомним, что обозначает выражение «взять себя в руки»

Попробуйте в этом выражении заменить слово руки на ноги.

Не разлить водой (не разлить молоком).

Смешно?

Вы слышали такие выражения?

Можем ли мы в этих выражениях заменять слова?

(Нельзя заменять слова)

-Значит, какой надо сделать вывод?

Фразеологизмы – это устойчивые, несвободные сочетания. Слова, составляющие фразеологизм, все вместе обозначают совсем не то, что обозначают по отдельности.

— Попробуем ещё раз в этом убедиться

2 ученика получают индивидуальное задание

Из истории слов /Индивидуальное задание/

Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом.

Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

— Остальные ученики в это время работают в парах, выполняя задание:

Выписать из словаря 1 из фразеологизмов, объяснить его значение и составить с ним предложение.

Вывод:

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению или одному слову или сочетанию слов, состоящих из двух и более слов.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие определённого автора. Эти «изюминки» прочно вошли в наш язык из глубины веков, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа.

Фразеологизмы делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой!

Работа в группе.

Вставь в текст фразеологизмы.

Сегодня на уроке

Заканчивается занятие по теме «Фразеологизмы». На протяжении всего занятия мы старались _______________________________и не________________________________.

Слушали учителя и одноклассников _______________________________________ .

Ребята в групповой работе легко________________________________________ и, если возникали трудности,_________________________________________________друг другу. В конкурсе знатоков русского языка мы теперь не __________________________________ и не _________________________________________________ , а будем ____________________________________________________ !

Используйте фразеологизмы:

находить общий язык

держать ушки на макушке

на седьмом небе от счастья

протягивали руку помощи

упасть в грязь лицом

не считать ворон

затаив дыхание

Сегодня на уроке.

Заканчивается занятие по теме «Фразеологизмы». На протяжении всего занятия мы старались держать ушки на макушке и не считать ворон. Слушали учителя и одноклассников затаив дыхание. Ребята в групповой работе легко находили общий язык и, если возникали трудности, протягивали руку помощи друг другу. В конкурсе знатоков русского языка мы теперь не будем сгорать от стыда и не ударим в грязь лицом, а будем на седьмом небе от счастья.

Используйте фразеологизмы:

находить общий язык

держать ушки на макушке

на седьмом небе от счастья

протягивали руку помощи

ударить в грязь лицом

не считать ворон

затаив дыхание

сгорать от стыда