Путешествие в страну «Я и мои права».

Автор: Тыщенко Татьяна Валериевна

Образовательное учреждение: МОУ «Школа-гимназия №6»

Населенный пункт: г. Москва, Московская область

Тема: Классный час (2 класс). Путешествие в страну «Я и мои права».

Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Цель: Заложить основы правовой культуры учащихся.

Задачи:

В интересной и занимательной форме ознакомление детей с основами прав, отражённых в декларации, развитие способностей анализировать действия, поступки героев сказок;

Развитие индивидуальных способностей детей к творческой, деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей, как членов общества;

Воспитание нравственно – правовой культуры у учащихся, доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.

Форма работы: Игра-путешествие

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация.

Ход общеразвивающего занятия

В: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами встретились, чтобы провести игру-путешествие. А куда? Вы узнаете, если соберёте мазаику.

В: Да, верно, путешествие в «страну» « Я и мои права».

* Мы рассмотрим с вами значение семьи в жизни ребёнка.

* Познакомимся с правом жить в своём доме.

* Получим знание о том, что у каждого ребёнка есть право на имя, отдых и образования.

Ф.М. Достоевский писал

Счастье всего мира

не стоит слезы на щеке

невинного ребёнка.

В: Эти слова и сейчас очень часто повторяются.

Оказывается, вначале прошлого века во многих странах мира дети жили в плохих условиях; они работали, не учились, часто болели. И тогда добрые взрослые задумались над тем, как защить детей.

Международный союз спасения детей подготовил декларацию прав ребёнка.. Ребята, какое слово (непонятное) новое для вас?

Декларация – специальный документ, в котором записаны права всех детей, это рекомендации и советы о том, как взрослые должны общаться с маленькими людьми, заботиться о них. В: А мы от

правляемся в путешествие по железной дороге на паровозике «Я и мои права».

И из путешествия каждый из вас привезет в подарок необычный цветок. В добрый путь.

(Звучит музыка) «Паровозик из Ромашково»

В: 1. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА СЕМЬЮ» (Лепесток приклеить)

В: Дети, подумайте и ответьте, кто вас больше всего любит, заботиться о вас? (папа, мама, бабушки, дедушки). Правильно. Ведь это всё ваша семья.

Слова «Семья» — замечательное слово. Оно означает семь Я.

А кто они, вы нам продемонстрируете, когда соберёте модель.

(Выберете только те кружочки, которые считаете, что это — члены семьи, найдите «слово лишнее»).

В: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

В: Послушайте, стихотворение (Милана)

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нём.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

В: А сейчас игра «Кто я в семье»

(я буду бросать мяч, тот, кто поймал, отвечает на вопрос «кто Я в семье?»).

-для папы? (сын, дочь)

-для дедушки? (внук, внучка)

-для сестры? (брат, сестра)

Усложняем

–кому ты дочь, сын? (папе, маме)

— кому ты внук, внучка? (дедушке, бабушке)

— кому ты сестра, брат? (сестре, брату).

-кто тебе мамина МАМА? (бабушка)

— кто тебе папин ПАПА? (дедушка)

— кто тебе мамина СЕСТРА? (тетя)

-кто ЕЙ ты? (племянник, племянница).

Молодцы. Спасибо.

В: Ребята, а сейчас, я вам расскажу историю про девочку Настю.

Вы, внимательно послушайте и постарайтесь ответить

– Что поняла девочка?

В: Жила-была девочка Настя, очень счастливая, потому что у неё была большая и дружная семья. В семье были (мама, папа, две бабушки, и два дедушки, старший брат, младшая сестра, собачка Тоша и кот Мурзик).

В семье Насти все любили друг друга, помогали, делали подарки, устраивали весёлые праздники и дни рождения.

— Однажды налетел Сильный Ветер и унёс девочку на Далекий Остров, где каждый жил сам по себе.

Настя встретила там голодного мальчика, девочку в грязной рваной одежде. Девочка плакала, потому что у них не было семьи и им было холодно и голодно. Не было никого кто бы накормил, согрел, пожалел и приласкал.

И тогда Настя поняла …(так что поняла девочка?) – ответы детей.

В: Верно, все дети имеют право жить в семье со своими родителями, которые их любят и заботятся о них.

(Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?).

В: Наше путешествие продолжается следующая

(Звучит музыка) «Паровозик из Ромашково»

2. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА ЖИЛЬЕ» (лепесток приклеить)

В: Ребята, давайте вместе вспомним сказки, герои которых остались без жилья.

(«Теремок», «Зайкава хатка», «Кошкин дом», «Бременские музыканты»).

В: Правильно, если нарушается право человека на жилище, значит, ему негде жить, негде укрыться от дождя и снега, особенно плохо детям без дома. Каждый, ребёнок имеет право на жильё.

Я предлагаю вам собрать (построить) свой дом из разрезной мозаики.

В: Какой красивый дом получился в микрогруппе!

В: Дети, а сейчас опрос-интервью!

Скажите, — Какие бывают дома? — (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, кирпичные.)

— В каком доме живёшь ты?

— Как называется твоя улица?

— Какие дома нравятся тебе? (чистые ). Всем спасибо

В: Все мы, дети и взрослые, имеем право жить в чистом и красивом доме, поэтому сами должны беречь жильё и поддерживать чистоту в нём.

В: Послушаем стихотворение М. Танича «Пятёрка по письму».

Это Светкина пятёрка,

Погубила новый дом!

Наша Светка, где попало

Пишет мелом и углём!

Нашу лестничную клетку

Даже с мылом не отмыть!

Ох, не надо было Светку

В школе грамоте учить!

В: Кто из вас поступает так, как Света?

Нам сейчас ребята напомнят правило поведения в подъезде, лифте, дворе.

1. НЕ ЛОМАТЬ КНОПКИ ЛИФТА, ДОМОФОНА.

2. НЕ РИСОВАТЬ НА СТЕНАХ.

3. МУСОР БРОСАТЬ В УРНЫ, МУСОРОПРОВОД.

4. НЕ КРИЧАТЬ В ПОДЪЕЗДЕ.

5. БЕРЕЖНО ОТНОСТЬСЯ КО ВСЕМУ, ЧТО СДЕЛАНО ЛЮДЬМИ ДЛЯ КРАСОТЫ И УЮТА.

Наше путешествие продолжается следующая

(Звучит музыка) Паровозик из Ромашково»

3. СТАНЦИЯ «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»

В: Ст. 22 Закона РБ «О правах ребёнка» гласит «Каждый ребёнок имеет право на отдых».

(И мы сейчас воспользуемся этим правом.)

В: Ребята, на предыдущей станции, в вагончик вошёл Буратино, он будет с нами, отдыхать и одновременно обучаться правилам поведения на уроке.

Я буду называть действия ученика на уроке — если вы считаете их правильными(Хлопайте) — если нет (Топайте).

* приходить в школу во время (Хлопайте)

* есть конфеты (Топайте)

* слушать учителя

* опаздывать на урок

* отвечать на вопросы

* спать на уроке

* выполнять домашнее задание

* жевать жевательную резинку

* вертеться на уроке.

В: Буратино ты понял как надо себя вести на уроке?

Буратино:

На уроке не вертеться,

А старательно учиться,

На вопросы отвечать.

И десятки получать.

В: Путешествие наше продолжается (Возьмём Буратино с собой?) Ответы. Следующая

(Звучит музыка) « Паровозик из Ромашково»

4. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА ИМЯ»

В: — Ребята, ещё в далёкие времена, когда люди жили в пещерах, чтобы отличаться, друг от друга, они придумывали себе — клички, например: Зоркий глаз, Верная рука, Доброе сердце… Потом имена стали давать родители. Имена стали короче — так было удобнее обращаться к человеку.

В: Сейчас мы узнаем, что означают имена участников нашего путешествия: имена детей в классе.

В: Каждый ребёнок имеет право на то, чтобы его звали по имени, но никто не имеет право дразнить, придумывать им клички. Грубое обращение Танька, Димка… также нарушение прав ребёнка, ведь очень обидно, когда твоё имя произносят так пренебрежительно, буд-то ты не человек, а кот…Васька.

В: Наше путешествие подходит к завершению и следующая — конечная.

(Звучит музыка) «Паровозик из Ромашково»

5. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»

(Лепесток приклеить).

В: Ребята, закройте пожалуйста, глаза и представьте, что вы стали взрослыми. Кем вы станете? (опрос). (Микрофон)

– Что нужно делать, для того, чтобы кем-то быть?

Верно, надо много знать, уметь, а для этого надо хорошо учиться.

В: Я убеждена в том, что все мечты и желания ваши обязательно исполнятся, потому что у вас есть право на учёбу, право на образование.

А чему же учат в школе? писать, читать, рисовать, а также воспитывают любовь к природе, уважение к людям, их правам.

В: А сейчас, посмотрите мини — инсценировку

(Мальвина обращается к Буратино)

Мальвина: Внимание, милый мой дружок.

Мы начинаем наш урок.

Урок чистописание.

Здесь нужно прилежание.

Под елью белка грызла шишку.

Буратино: Не хочу, хочу домой.

(пытается уйти)

Мальвина: Фу, ленивый вы какой.

Науку надо постигать.

Буратино: Хочу домой, хочу гулять.

Мальвина: В учебе надо постараться,

Чтобы невеждой не остаться.

Учись читать!

Учись писать!

Важнее нет науки!

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки!

Буратино: Ну, вот опять-

Учись читать!

Писать учись!

И так вот

Мучайся всю жизнь.

Чем науку постигать,

Лучше буду рисовать.

(в чернила длинным носом).

Мальвина: Ну, какой вы мальчик странный,

Человечек деревянный!

Всюду нос суёте длинный,

Даже в чернила, Буратино?! (удивленно) (благодарим)

В: Ребята, а нужно ли учиться? Может интереснее быть необразованными Буратинами? Действительно, если бы люди не учились, они бы ничего не изобрели, и у нас сейчас не было бы в доме воды, газа, телевидения, света, компьютера, Интернета …

Недаром говорят: «Ученье свет, — а не ученье тьма».

В: Дорогие ребята, на этом наше путешествие полностью не заканчивается, сколько ещё вагончиков можно прицепить.

Как вы думаете, что это значит?

*Мы будем продолжать изучать права ребёнка.

В: Дети посмотрите, на свои цветочки.

*Что вы поняли из сегодняшнего путешествия «Я и мои права».

( Мы имеем права на семью, жильё, на имя, на отдых и права на учёбу.)

На столе стоят 3 цветочных горшочка , вам необходимо поставить цветочек в тот горшочек, если вы на клубном часу были:

* УДИВЛЕНЫ

* УЗНАЛИ НОВОЕ

* БЫЛО СКУЧНО.

В: Ребята, спасибо за интересное путешествие.